Общество

Почему на Юге массово горят автомобили

И как владельцам уберечь свои машины

  
4225
Почему на Юге массово горят автомобили

В последние время поджоги машин стали типичным явлением для южных городов. В Краснодаре, как уже сообщала «СП" — Юг» начали массово поджигать автоэвакуаторы. За ними неизвестный пироман сжигает и леговые авто. За последний месяц в разных районах города дотла сгорели 10 машин.

Горят иномарки и отечественные авто

Пока полицейские отрабатывают различные версии причин пожаров в столице Кубани, братья Ломинадзе, которые из-за поджога эвакуаторов лишились своего бизнеса, уверены, что это дело рук конкурентов. Версия о том, что это могли сделать недовольные автовладельцы, отпадает, так как братья зарабатывали деньги на эвакуации автомобилей, но не тех, что неправильно припаркованы, а чьи авто попали в ДТП или поломались на дороге.

В Ростове недавно сожгли дотла автомобиль «Мазду». А за ней в один день полыхали два авто. Сначала ВАЗ-2115. По одной из версий, машину угнали и специально подожгли. Сгорела машина полностью. Такую же участь ждала ВАЗ-21099. Поджигали машины в Ростове также в сентябре и октябре. Причем, как отечественные, так и иномарки.

Горят машины и в Волгограде. Недавно там неизвестные подожгли сразу пять автомобилей за одну ночь. Сначала полыхал «Volkswagen», а пламя от него перекинулось на стоявшую рядом «десятку». Этой же ночью неизвестные подожгли еще три машины: тягач, бетономешалку и погрузчик. Тоже происки конкурентов?

В поджогах кто-то видит в них деятельность экстремистов, кто-то — обиженных жителей дворов, недовольных бесконтрольной и наглой парковкой автовладельцев. Более прозаичные люди усматривают в поджогах проявление обычной «дури» подростков. Но вне зависимости от перечисленных объяснений, периодически в российских городах горят автомобили. Как правило — ночью. В спальных районах — возле жилых домов, в местах постоянной парковки.

Когда все началось

Пожалуй, первые поджоги автомобилей в массовом масштабе начались в Москве. Столица, как всегда, стала «пионером» новых веяний, пусть и чисто негативных и криминальных. Затем эти же «шалости» неизвестных пришли и в южные города. Так, в Ростове-на-Дону осенью 2012 года неизвестными было подожжено несколько автомобилей, припаркованных во дворах Западного жилого массива. Спустя год, осенью 2013 года, в течение одной ночи было сожжено 15 автомобилей в разных районах города. Не стал исключением и Краснодар, где еще в 2011 году наблюдались многочисленные случаи поджогов автомобилей, которые по мнению руководителей УМВД, могли быть вызваны как соображениями мести за невозврат долгов, так и хулиганскими побуждениями или активностью больных людей — «пироманов».

В действительности, поджоги автомобилей могут иметь под собой совершенно разные причины и вряд ли имеет смысл объединять столь разные факторы как действия психически неадекватных людей, соображения мести конкретному лицу, хулиганские побуждения или целенаправленные акции экстремистски настроенной молодежи. В условиях мегаполиса, где сложно найти место для безопасной парковки автомобиля, «железный конь» становится излюбленной мишенью неадекватных личностей. Многие люди, даже из числа законопослушных граждан вполне взрослого возраста, очень недовольны парковкой автомобилей во дворах многоэтажных домов. Действительно, забывая об удобствах других людей, автовладельцы паркуют свои машины где угодно — начиная от детских площадок и заканчивая пространством перед подъездами. Многим людям это создает очевидные неудобства — что говорится, не подъехать — не подойти. Даже общественное движение появилось — «Стоп хам», провозгласившее своей целью борьбу с наглыми и бесконтрольными парковками. Правда, его активисты ограничиваются наклейкой листовок на лобовые стекла автомобилей — «Паркуюсь где хочу!».

Экстремисты или хулиганы?

По мнению сотрудников правоохранительных органов, многие случаи поджогов автомобилей связаны с личными конфликтами. Обманутые мужья, обиженные жены, разозленные конкуренты по бизнесу или вчерашние партнеры. Однако эти утверждения вызывают серьезные сомнения. Когда в течение одной ночи «полыхает» 10−15 автомобилей, а потом наступает многодневное и даже многомесячное затишье, в пору задуматься о том, что эти действия являются результатом злого умысла какой-то группы лиц. Кто это — подростки-хулиганы или активисты радикальных организаций?

Известно, что во многих странах Западной Европы поджогами автомобилей промышляют как леворадикальные (анархисты, антиглобалисты), так и праворадикальные (неонацисты) организации. Входящие в них молодые люди стремятся таким путем продемонстрировать свое недовольство окружающей действительностью, а в некоторых случаях — просто проходят «проверку» старших товарищей на предмет собственной смелости и готовности к любым действиям. Когда четыре года назад по Москве прокатилась волна поджогов автомобилей, о своей причастности к ней не преминули сообщить участники так называемого «Черного блока». Анархисты были убеждены, что каждое авто стоимостью более миллиона рублей принадлежит либо чиновнику — коррупционеру, либо предпринимателю — «эксплуататору трудящихся». Агрессивно настроенных молодых людей раздражает, что в современном обществе с его социальным неравенством кто-то может позволить себе ездить на дорогой машине. И не важно, что человек мог просто заработать его, купить в кредит или получить средства на его покупку в наследство.

Однако в Ростове-на-Дону о деятельности «Черных блоков» и подобных радикальных группировок пока никому не известно. Что же имеет место быть здесь? Очень часто машины «от нечего делать» поджигают подростки или молодые люди из неблагополучных компаний. Для них это — своего рода спортивный аттракцион. Как можно больше поджечь и не попасть в поле зрения правоохранительных органов. Но последнее встречается все же не часто. Рано или поздно полиция выходит на след общественно опасных хулиганов и тогда они получают «по полной». Так еще пять лет назад первые случаи поджогов автомобилей в донской столице закончились для юных пироманов тюремными нарами. Самое удивительное, что машины поджигали две девушки — студентки. Одной — 18, одной — 17 лет. Обе девушки были осуждены к 10 и 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

А в Волгограде автовладелец, у которого сожгли машину, испытал шок, когда узнал, кто сжег его авто. Поджигателем оказался лучший друг, который признался, что он это сделал из-за давней обиды на друга и обычной зависти. Ведь у него самого машины не было. Ущерб другу он нанес более чем в 300 тысяч рублей и его ждет около пяти лет тюрьмы. Дорогая плата за свою злобу.

Кто-то поджигает свой автомобиль сам, чтобы получить страховку, кто-то из-за чувства социального неравенства. Психологи, во время кризиса 2008-го, характеризуя действия пироманов, называли эту причину одной из первых. Сейчас ситуация повторяется.

Что делать?

Возникает вопрос, как уберечь свои машины. Платных охраняемых стоянок, например в том же Ростове-на-Дону и Волгограде очень мало, да и присутствуют они далеко не во всех микрорайонах. Что касается покупки гаража — позволить себе это удовольствие может далеко не каждый горожанин. Средняя цена за дом для автомобиля колеблется в диапазоне от 100 с лишним тысяч рублей за металлический гараж до 1 миллиона за капитальное строение. Можно, конечно, и снимать гараж в аренду — это будет стоить примерно 3−5 тысяч рублей в месяц. Но, опять же, далеко не все могут себе позволить деньги, равные коммунальному платежу за 1−2-комнатную квартиру, да и найти подходящий гараж вблизи от дома весьма проблематично. Вот и остается надеяться на то, что внимание вандалов обойдет стороной именно твой автомобиль, а также на оперативность и добросовестность правоохранительных органов.

Кто чаще всего поджигает автомобили

Вот какую статистику вывели в МВД, обнаруживая виновников поджогов:

Хулиганы (студенты, безработные, молодежь рабочих окраин) — 34%

Бывшие жены, мужья, любовницы и любовники — 26%

Бывшие партнеры по бизнесу — 20%

Правые радикалы, анархисты — 11%

Пироманы, душевнобольные — 9%

Фото: Caro / Maria Conradi/ Globallookpress

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Виктор Мураховский

Полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье