18+

Под Волгоградом нашли Лох-Несское чудовище

Эсламозавр водился на земле более 80 миллионов лет назад

1533
Под Волгоградом нашли Лох-Несское чудовище

Вот уж про кого точно можно сказать «длинношее существо», так это про эсламозавра, кости которого на днях обнаружил в Суровикинском районе Волгоградской области волгоградский палеонтолог Александр Ярков. Одна только шея этого реально жившего прототипа Лох-Несского чудовища вытянулась на восемь метров!

Морской дракон с лебединой шеей

Полный рост найденной особи — около 15 метров. Возраст — более 80 миллионов лет. Эта находка уникальна. Интерес к ней уже проявили ученые из других регионов.

Пока палеонтолог Александр Ярков собрал и выставил в Волгоградском областном краеведческом музее лишь первые 20 из 76 шейных позвонков морского ящера, зубы и фаланги ласт. У эсламозавров, как у китов и кашалотов, в ластах кости располагались примерно, как у человека в кисти.

Эсламозавры, подвид плезиозавров, в Мезозойскую эру были одними из самых крупных морских ящеров на планете. Каждый позвонок чудовища весит около трехсот грамм. «Гигантский лебедь», «живая удочка» или «змея, продетая сквозь черепаху» — ласково зовут эсламозавра палеонтологи.

— Особенно впечатляет плечевая кость ящера, надкушенная акулой. Причем исследования показали, что он какое-то время потом жил, поскольку произошло зарастание костной ткани, — рассказал Александр Ярков, который больше десятка лет тому назад нашел недалеко от Волгограда торчавшую из обрыва над водохранилищем ласту плезиозавра.

Что интересно, на ласте плезиозавра тоже были следы акульих зубов. В эпоху динозавров между морскими ящерами и гигантскими акулами шла самая настоящая война, в которой победили последние. Акулы ведь и сейчас живут, правда, слегка измельчали. В Волгоградской области до сих пор в районе Горного Балыклея, на берегу Волгоградского моря, каждый школьник, просто раскрошив в пальцах рыхлую породу, может обнаружить россыпи зубов доисторических акул.

Все слышали, что у акул челюсти в три ряда? Это природа предусмотрела «запчасти». Учитывая, что у акул зубы частенько застревают в теле жертвы и уносятся вдаль вместе с перепуганной надкушенной добычей. Однажды сам палеонтолог Александр Ярков был укушен гигантской акулой Мезозойской эры. Случилось это так: ночью встал в своей квартире водички попить, наступил в темноте на упавший с полки экспонат — акулий зуб, и до крови!

Кто-то удивится: «Откуда акулы и морские ящеры в Волгоградской области, где нет моря?». Но в давние времена почти вся территория региона была залита водами мелкого и теплого океана Тетис.

Останки эсламозавра были обнаружены в речном обрыве недалеко от станицы Нижний Чир.

— Порыжевшая от времени кость торчала прямо из склона обрыва, — говорит Александр Ярков. — Для прохожих она выглядела просто как палка, но я сразу понял, что это такое.

Кости древнего ящера палеонтолог вместе с лаборантом Волжского гуманитарного института Евгением Казаковым отрыли саперной лопаткой и ножом — тем, что было при себе.

Заповедник для драконов

Раскопки в Суровикинском районе и в районе Фролово Александр Аркадьевич вместе со своими студентами и любопытствующими школьниками проводит уже лет двадцать.

Александр Ярков мечтает устроить туристический маршрут по линии гибели динозавров. В Волгоградской области эта «Линия смерти» обнаружена им в районе Горного Балыклея. Там в эпоху динозавров была островная система. Придонные динозавры погибли раньше. А наземные ящеры еще жили какое-то время.

— По геологическим меркам вымирание динозавров произошло за очень короткий срок. Но все-таки оно было не мгновенным, как считают сторонники теории одновременной гибели динозавров на планете в результате падения огромного болида на полуостров Юкатан. На самом деле, и это видно на линии гибели динозавров в Волгоградской области, вымирание гигантских ящеров растянулось на несколько тысячелетий, — говорит Александр Аркадьевич.

Палеонтолог Ярков, обнаруживший этот уникальный объект, предлагает создать вокруг него, в районе Горного Балыклея, природный парк и водить туда туристические экскурсии.

Что же касается хоть минимальной возможности обитания последнего живого эсламозавра в шотландском озере Лох-Несс, Александр Ярков сообщил следующее:

— Вам любой учитель биологии скажет, что эсламозавры были хладнокровными животными. А в озерах Шотландии очень холодная вода. Они бы там просто не выжили. Я в свое время провел целое «детективное» расследование, откуда вдруг взялась Несси в Шотландии. И посвятил этому целую главу в своей книге «Ожившие драконы». Людям очень хочется сенсаций, хочется чуда. Возле озера Лох-Несс был коттеджный поселок, была турбаза, но туда никто не хотел ехать… Пока не появилось Лох-Несское чудовище. Сейчас за ним гоняются с фотоаппаратами и подводным оборудованием сотни энтузиастов со всего света. А вы знаете, что у нас в Волго-Ахтубинской пойме в озере Гнилом живет своя Несси? Мне даже «очевидцы» притаскивали фотографии. Пока я не объявил, что я сам запустил эту «утку» в одной из местных газет на первое апреля.

Фото автора