18+
воскресенье, 15 июля
Общество

Что будет с ростовской подземкой

Суждено ли осуществиться грандиозному проекту

  
421
Что будет с ростовской подземкой

Метро — мечта многих ростовчан. К сожалению, история проектирования и строительства в Ростове-на-Дону метрополитена длятся уже не одно десятилетие. Успели родиться и стать взрослыми как минимум два поколения ростовчан. Многих, кто очень хотел бы прокатиться в подземном вагончике по маршруту с Западного на Сельмаш, или с Северного в Центр, к сожалению уже нет в живых.

Как все начиналось

«СП"-ЮГ не раз писала о строительстве метро в Ростове. А в начале ноября стало известно, что конкурс на определение проектировщика первой линии метрополитена в Ростове-на-Дону, опять продлен. На этот раз — до 21 января 2015 года. Предполагается, что при расторопности проектной организации первые две станции метрополитена будут сданы в 2018 году, а первая линия метро — в 2020 году. Максимальная стоимость работ по проектированию метрополитена достигает 944 миллионов рублей. Однако, продление сроков проведения конкурса свидетельствует о том, что потока желающих проектировать ростовский метрополитен пока не наблюдается.

Напомним, что идея построить в Ростове-на-Дону метрополитен появилась еще в советское время. Тогда, в 1970-е — 1980-е гг. казалось, что уровень развития экономики в стране позволяет организовать строительство метрополитена в городе, численность населения которого постепенно приближалась к миллиону. Советское руководство считало, что каждый город — миллионник должен обзавестись собственным метрополитеном для решения возможных транспортных проблем. Безусловно, что эта точка зрения была очень актуальной, поскольку смотрела в будущее и ориентировала городские власти на предотвращение перспектив транспортных коллапсов, которые во всей красе ощущаются в наши дни.

Распад Советского Союза с последующим глубоким экономическим кризисом перечеркнул все планы на скорое строительство метрополитена в Ростове-на-Дону. В 1990-е годы было не до метро и горожане уже стали забывать об этой инициативе. Для того, чтобы успокоить общественное мнение, «в массы» была запущена полуофициальная версия о причинах приостановки строительства ростовского метро — якобы ему мешают подземные грунтовые воды, которыми изобилует Ростов. При этом как то не бралось во внимание, что в том же Ленинграде метрополитен был построен еще несколькими десятилетиями ранее, хотя в северной столице грунтовых вод точно не меньше, чем в Ростове.

Лишь в 2000-е годы, в период относительной экономической стабилизации российского общества и улучшения качества жизни россиян в целом и ростовчан в частности, городские власти вновь заговорили о возрождении планов по строительству метрополитена. Тем более, что в современных условиях их актуальность уже сложно опровергнуть — Ростов сталкивается с серьезными транспортными проблемами, во многом вызванными пробками на основных автомагистралях, связывающих спальные районы с центром города.

В 2010 году стало известно, что городские власти не намерены отказываться от строительства метрополитена. Институт ОАО «Метрогипротранс» и ГУП НИиПИ Генплана Москвы внесли предложение относительно магистралей будущего метро, а спустя год, 21 февраля 2011 года, положительное заключение государственной экспертизы получило обоснование инвестиций в строительство ростовского метро. Было установлено, что строительство метрополитена в Ростове-на-Дону вполне реально, никаких серьезных препятствий к этому в геологическом или технологическом планах не существует. Наконец, 18 февраля 2013 года утвердили проект планировки и межевания территории для строительства первой линии ростовского метрополитена. Ее основная задача — снизить транспортную перегруженность центра города.

Как это будет

Строительство первой линии метрополитена будет осуществляться по направлению «Запад — Северо-Восток». От нового микрорайона Левенцовка, построенного на окраине Западного жилого массива, линия метрополитена пройдет под проспектом Стачки (основной автомагистралью, связывающей западную часть Ростова с центром города) через железнодорожный вокзал — под главную улицу города Большую Садовую и далее — до площади Карла Маркса. Протяженность первой линии ростовского метро должна составить 16,33 км. На всем протяжении ветки будет оборудовано восемь станций. При этом подвижные составы будут преодолевать линию за 17,5 минут. В дальнейшем планируется продлить первую линию до района Сельмаша и сделать еще пять дополнительных станций.

Строительство первой линии ростовского метрополитена предполагается разделить на два этапа. Первый этап — строительство ветки от станции «Малиновского» до станции «Большая Садовая» (на пересечении одноименной улицы с Ворошиловским проспектом). Второй этап — от станции «Большая Садовая» до станции «пл. Карла Маркса». Правда, подземное строительство в центре города может столкнуться с волнующей многих ростовчан загадкой — подземными сооружениями Ростова, построенными как в советский, так и в дореволюционный периоды. Это подземные ходы, связывавшие административные и военные объекты. Впрочем, при грамотном подходе к строительству можно будет и избежать разрушения подземных ходов, представляющих научный или прикладной интерес, и эффективно проложить линию метрополитена под городским центром.

Одна из главных проблем, которая может воспрепятствовать обретению городом метрополитена — извечный финансовый вопрос. Строительство даже одной линии метрополитена — дело очень затратное. Специалисты оценивают стоимость строительства в 76,6 миллиардов рублей (цены на 2010 год). В то же время, и горожане, и городские власти прекрасно понимают, что существование города с полуторамиллионным населением без метрополитена становится все менее комфортным. Растет количество личного автотранспорта у ростовчан, все больше жителей области и некоторых населенных пунктов соседнего Краснодарского края ежедневно прибывают в Ростов-на-Дону на работу или учебу. Многие из них приезжают на личных автомобилях. Заторам способствуют и грузовые фуры, которые перемещаются по основным автомагистралям Ростова. В этой ситуации избежать транспортных коллапсов, приносящих огромные убытки и ростовчанам, и предприятиям города, можно только путем строительства метро. Поэтому вполне возможно, что сорокалетняя мечта ростовчан о собственном метрополитене уже через несколько лет станет былью.

Фото: Ростов-на-Дону. Виды/ Фото Сергей Узаков / ТАСС

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье