18+
суббота, 16 декабря
Общество

Что будет с ростовской подземкой

Суждено ли осуществиться грандиозному проекту

  
421
Что будет с ростовской подземкой

Метро — мечта многих ростовчан. К сожалению, история проектирования и строительства в Ростове-на-Дону метрополитена длятся уже не одно десятилетие. Успели родиться и стать взрослыми как минимум два поколения ростовчан. Многих, кто очень хотел бы прокатиться в подземном вагончике по маршруту с Западного на Сельмаш, или с Северного в Центр, к сожалению уже нет в живых.

Как все начиналось

«СП"-ЮГ не раз писала о строительстве метро в Ростове. А в начале ноября стало известно, что конкурс на определение проектировщика первой линии метрополитена в Ростове-на-Дону, опять продлен. На этот раз — до 21 января 2015 года. Предполагается, что при расторопности проектной организации первые две станции метрополитена будут сданы в 2018 году, а первая линия метро — в 2020 году. Максимальная стоимость работ по проектированию метрополитена достигает 944 миллионов рублей. Однако, продление сроков проведения конкурса свидетельствует о том, что потока желающих проектировать ростовский метрополитен пока не наблюдается.

Напомним, что идея построить в Ростове-на-Дону метрополитен появилась еще в советское время. Тогда, в 1970-е — 1980-е гг. казалось, что уровень развития экономики в стране позволяет организовать строительство метрополитена в городе, численность населения которого постепенно приближалась к миллиону. Советское руководство считало, что каждый город — миллионник должен обзавестись собственным метрополитеном для решения возможных транспортных проблем. Безусловно, что эта точка зрения была очень актуальной, поскольку смотрела в будущее и ориентировала городские власти на предотвращение перспектив транспортных коллапсов, которые во всей красе ощущаются в наши дни.

Распад Советского Союза с последующим глубоким экономическим кризисом перечеркнул все планы на скорое строительство метрополитена в Ростове-на-Дону. В 1990-е годы было не до метро и горожане уже стали забывать об этой инициативе. Для того, чтобы успокоить общественное мнение, «в массы» была запущена полуофициальная версия о причинах приостановки строительства ростовского метро — якобы ему мешают подземные грунтовые воды, которыми изобилует Ростов. При этом как то не бралось во внимание, что в том же Ленинграде метрополитен был построен еще несколькими десятилетиями ранее, хотя в северной столице грунтовых вод точно не меньше, чем в Ростове.

Лишь в 2000-е годы, в период относительной экономической стабилизации российского общества и улучшения качества жизни россиян в целом и ростовчан в частности, городские власти вновь заговорили о возрождении планов по строительству метрополитена. Тем более, что в современных условиях их актуальность уже сложно опровергнуть — Ростов сталкивается с серьезными транспортными проблемами, во многом вызванными пробками на основных автомагистралях, связывающих спальные районы с центром города.

В 2010 году стало известно, что городские власти не намерены отказываться от строительства метрополитена. Институт ОАО «Метрогипротранс» и ГУП НИиПИ Генплана Москвы внесли предложение относительно магистралей будущего метро, а спустя год, 21 февраля 2011 года, положительное заключение государственной экспертизы получило обоснование инвестиций в строительство ростовского метро. Было установлено, что строительство метрополитена в Ростове-на-Дону вполне реально, никаких серьезных препятствий к этому в геологическом или технологическом планах не существует. Наконец, 18 февраля 2013 года утвердили проект планировки и межевания территории для строительства первой линии ростовского метрополитена. Ее основная задача — снизить транспортную перегруженность центра города.

Как это будет

Строительство первой линии метрополитена будет осуществляться по направлению «Запад — Северо-Восток». От нового микрорайона Левенцовка, построенного на окраине Западного жилого массива, линия метрополитена пройдет под проспектом Стачки (основной автомагистралью, связывающей западную часть Ростова с центром города) через железнодорожный вокзал — под главную улицу города Большую Садовую и далее — до площади Карла Маркса. Протяженность первой линии ростовского метро должна составить 16,33 км. На всем протяжении ветки будет оборудовано восемь станций. При этом подвижные составы будут преодолевать линию за 17,5 минут. В дальнейшем планируется продлить первую линию до района Сельмаша и сделать еще пять дополнительных станций.

Строительство первой линии ростовского метрополитена предполагается разделить на два этапа. Первый этап — строительство ветки от станции «Малиновского» до станции «Большая Садовая» (на пересечении одноименной улицы с Ворошиловским проспектом). Второй этап — от станции «Большая Садовая» до станции «пл. Карла Маркса». Правда, подземное строительство в центре города может столкнуться с волнующей многих ростовчан загадкой — подземными сооружениями Ростова, построенными как в советский, так и в дореволюционный периоды. Это подземные ходы, связывавшие административные и военные объекты. Впрочем, при грамотном подходе к строительству можно будет и избежать разрушения подземных ходов, представляющих научный или прикладной интерес, и эффективно проложить линию метрополитена под городским центром.

Одна из главных проблем, которая может воспрепятствовать обретению городом метрополитена — извечный финансовый вопрос. Строительство даже одной линии метрополитена — дело очень затратное. Специалисты оценивают стоимость строительства в 76,6 миллиардов рублей (цены на 2010 год). В то же время, и горожане, и городские власти прекрасно понимают, что существование города с полуторамиллионным населением без метрополитена становится все менее комфортным. Растет количество личного автотранспорта у ростовчан, все больше жителей области и некоторых населенных пунктов соседнего Краснодарского края ежедневно прибывают в Ростов-на-Дону на работу или учебу. Многие из них приезжают на личных автомобилях. Заторам способствуют и грузовые фуры, которые перемещаются по основным автомагистралям Ростова. В этой ситуации избежать транспортных коллапсов, приносящих огромные убытки и ростовчанам, и предприятиям города, можно только путем строительства метро. Поэтому вполне возможно, что сорокалетняя мечта ростовчан о собственном метрополитене уже через несколько лет станет былью.

Фото: Ростов-на-Дону. Виды/ Фото Сергей Узаков / ТАСС

Популярное в сети
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье