18+
воскресенье, 20 августа
Общество

Автосалоны-мошенники разоряют клиентов

МВД вскрыло на Ставрополье аферу с продажами иномарок. Возбуждено более 160 уголовных дел

  
1071
Автосалоны-мошенники разоряют клиентов

Сотни жителей края, пожелавших купить машину, пострадали от мошенников. Расследованием уголовных дел кроме МВД занимаются прокуратура, Роспотребнадзор и общественные организации по правам потребителей. Мы уже рассказывали об этой проблеме, но число пострадавших с каждым днем растет.

Была ли организованная группа?

Пресс-служба ставропольской полиции сообщила о возбуждении 162 уголовных дел по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере) против руководителей ряда автосалонов. Все они входят в группу компаний «Дримкар», расположенных в двух городах — Ставрополе и Минеральных Водах.

Как рассказал «Свободной прессе» начальник отдела информации и общественных связей главного управления МВД Евгений Арнаутов, дела возбуждались с начала нынешнего года, а общая сумма ущерба доказанного следствием, уже превысила 100 млн. рублей. Решается вопрос об объединении дел в единое производство и передаче его в следственную часть Главного следственного управления, которое занимается расследованием организованной преступности (все выявленные факты связаны с деятельностью одной группы компаний.

По словам Арнаутова, сейчас дают показания потерпевшие, те, кто пострадал от незаконных действий автосалонов, в них проводятся обыски и изъятия финансовой документации. Количество потерпевших постоянно увеличивается: сейчас, когда расследование, которое проводит МВД стало достоянием общественности, граждане приносят в полицию все новые заявления о фактах мошенничества.

В начале месяца о подобных фактах сообщала и краевая прокуратура, которая по жалобам граждан выявила многочисленные нарушения прав потребителей в пяти автосалонах (дилерских центрах Renault, Opel, Chevrolet, Nissan), входящих в группу «Дримкар». Как правило, это затягивание сроков передачи автомобиля потребителю. Директорам всех пяти ООО прокуратура внесла представление об устранении нарушений закона.

Суд тоже на страже!

С начала года неоднократно сообщало о выявленных в работе «Дримкара» нарушениях и краевое управление Роспотребнадзора. Причем если, например, за весь 2011 год количество жалоб потребителей на работу автосалонов составляло 15, в 2012 году — 41, то в прошлом их поступило уже 212, а за три квартала нынешнего — уже 559.

Одно из типичных нарушений, которое выявили инспекторы Роспотребнадзора, — это включение в договоры купли-продажи условий, ущемляющих права потребителя (по этим фактам прокуратура возбудила дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ в отношении директоров ряда автосалонов).

Суть нарушения в следующем. За несвоевременную передачу автомобиля автосалон обязан уплатить покупателю неустойку (пеню) в размере 0,01% от предварительной оплаты за автомобиль за каждый день просрочки. Однако общая сумма пени, как указано в договоре, не должна превышать разницу между отпускной ценой автомобиля на «стапелях» автозавода и реализационной ценой автосалона, указанной в договоре. Иными словами, после определенного срока размер неустойки перестает расти, что лишает автосалон стимула вовремя привезти машину клиенту.

Второй дискриминационный пункт типового договора — если покупатель и автосалон не могут разрешить разногласия путем переговоров, то спор можно разрешить только в арбитражном суде края (если покупатель юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), Промышленном районном или мировом суде Ставрополя.

По иску управления Роспотребнадзора судья Промышленного райсуда Наталья Долгополова обязала автосалоны исключить из своих типовых договоров купли-продажи пункты, ущемляющие права потребителей.

Как облапошивали ставропольцев

Примеры обманных действий автосалонов разнообразны, они подробно описаны жителями края в Интернете: последние три месяца социальные сети пестрят сообщениями об аферах с иномарками на Ставрополье. Люди «клевали» на необычайно низкую цену машин, указанную в рекламе брендовых автосалонов, эту же сумму затем подтверждал покупателю и менеджер при личной встрече.

Однако когда дело доходило до бронирования авто, как правило, оказывалось, что нужного цвета или комплектации нет в наличии: мол, нужно немного подождать. Далее клиент заключал предварительный договор, внося в кассу автосалона первоначальный взнос. Оставшуюся стоимость предлагали оформить в виде автокредита в банке, но менеджер банка, связываясь с покупателем, и специалист кредитного отдела автосалона почему-то «забывали» выдать предварительный расчет регулярных платежей по кредиту (ссылаясь на то, что график будет готов попозже, вместе с основным пакетом документов).

Клиент дожидается вечера, а затем менеджер вручает ему кредитный договор с совершенно другими цифрами, не такими привлекательными как в рекламе. Если же клиент начинает возмущаться, то его снова «успокаивают»: мол, это «подстраховка» от недобросовестных покупателей, а после поставки машины и передачи в банк оригинала ПТС кредитные платежи окажутся ниже (либо вдруг «оказывается», что цена машины была указана без НДС). Человек подписывает такой договор, будучи введен в заблуждение об истинной цене автомобиля.

При этом нередко сотрудники автосалона под разными предлогами отказываются выдать заявку на бронирование автомобиля по первоначальной (указанной в рекламе) цене, выписку на оформление ПТС и другие. А за предпродажную подготовку автомобиля еще и требуют заплатить энную сумму (хотя автосалон обязан обязан сделать это бесплатно, при продаже и нового, и б/у автомобиля).

Обманутые в отчаянии

Бывало и такое, что вместо оригинального договора купли-продажи покупателю на руки вручали ксерокопию. Иногда уже на этом этапе покупатель, чувствуя себя облапошенным, шел в суд. Кто-то продолжает ждать поставки автомобиля, но автодилер затягивает все разумные сроки, при этом, ссылаясь на заведомо незаконный пункт договора (о чем говорилось выше), занижает сумму неустойки.

Сейчас в районных судах края рассмотрены десятки судебных дел по иску обманутых автолюбителей к салонам сети «Дримкар» (их без труда можно отыскать в ГАС «Правосудие»). Как рассказала «Свободной прессе» руководитель Ставропольской краевой общественной организации защиты прав граждан и потребителей Лейла Сароян, с начала года к их юристам с жалобами на действия «Дримкара» обратилось более двухсот человек — жителей разных городов и районов края.

По словам Сароян, большинство из споров удалось решить во внесудебном порядке: автосалоны либо вернули деньги, либо поставили машины и уплатили неустойку. Однако последние месяцы «Дримкар» обязательства по поставке машин исполнять перестал: в судах юристы общественной организации выиграли уже порядка 50 процессов по обязанию автосалонов вернуть средства с учетом пени и моральной компенсации.

Причем, подчеркивает юрист Сароян, количество жалоб от граждан, которые заключали предварительные договоры купли-продажи еще в прошлом году либо начале нынешнего, постоянно растет. Судя по разговорам с обманутыми покупателями, говорит Лейла Сароян, некоторые из них всерьез обсуждают проведение массовых акций протеста, чтобы привлечь внимание к своим проблемам.

— На протяжении нескольких лет все силовые структуры отказывались принимать жесткие меры по отношению к автосалонам, а если бы вовремя приняты были, то не было бы такого количества обманутых покупателей. И лишь после того как я озвучил на планерке в думе эту проблему, начались реальные действия, но слишком все запоздало, — говорит депутат краевой думы Айдын Ширинов.

Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ

Популярное в сети
Цитаты
Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье