Общество

Как чиновника заставить крутить педали

Сможем ли мы перенять опыт Европы, выяснял наш корреспондент

  
138
Как чиновника заставить крутить педали

Владимир Кумов, куратор проекта «Let's bike it!» и велопутешественник объездил на велосипеде 44 страны мира, и останавливаться на этом не собирается. Он не только путешествует по всему свету на своем двухколесном друге, но и собирает информацию о новых формах организации комфортной среды для велосипедистов в городах мира. На этой неделе Владимир Кумов побывал в Волгограде и Астрахани и провел уроки велосипедизации.

Почему в Норвегии велосипедистам раздают деньги?

«Велосипедисты выгодны городским властям», — не устает доказывать Кумов, пропагандирующий движение «На велосипеде на работу». Если значительный процент населения, как в Копенгагене, в Осло или в Амстердаме, пересядет на велосипеды, это значительно сократит городские пробки и расходы муниципалитета на ремонт автотрасс. Ведь не КАМАЗ и не навороченный внедорожник едет: асфальт под велосипедистом не разрушается. Сокращаются также расходы мэрии на общественный транспорт. Улучшается состояние атмосферы города. И, как показывает статистика мегаполисов с нормально устроенными велодорожками, быстрыми темпами расцветает частный бизнес рядом с ними. Велосипедисты часто останавливаются перекусить, попить воды, купить какую-нибудь мелочевку прямо у дороги по пути на работу.

— Известный урбанист, создать блога Copenhagen Cycle Chic и Copenhagenize Микаэль Колвилл-Андерсен, например, посчитал, сколько город зарабатывает на автомобилистах, и сколько — на велосипедистах, — говорит Владимир Кумов. — Вышло, что на автомобилистов город тратит 60 центов за каждый километр пройденного пути, а на велосипедистах город зарабатывает 20−30 центов за каждый километр. Поэтому однажды городские власти в одном из городов Норвегии, все подсчитав, даже раздавали велосипедистам деньги, прямо на дорогах. Они сочли, что так будет честно.

В Волгограде, хотя и были у мэрии такие планы, пока не создано ни одной велодорожки. Несмотря на то, что волгоградские велоактивисты несколько раз этим летом проводили велопарады от «Царицынской оперы» (причем в разном антураже — в забавных костюмах, на шпильках и в ластах, в аквагриме), для городских властей людей на велосипедах словно не существует.

А ведь устроить велодорожки не так уж сложно. И они могут решить сразу несколько задач. Во-первых, обеспечат безопасность велосипедистов, и тем самым в разы увеличат количество желающих добираться до работы и домой на велосипедах. А во-вторых, позволят ездить по ним также людям на инвалидных колясках, которым одолеть высоченные волгоградские тротуары совсем не просто. Так чиновники могли бы разом «убить» трех зайцев: обеспечить доступную среду для велосипедистов, для инвалидов, и позаботиться об экологии загазованного донельзя Волгограда.

Проект «Let's bike it!», организовал который молодой москвич Владимир Кумов, стремительно набирает популярность во всем мире. Латвийские участники проекта во время одного из велопарадов в Риге надели на себя своеобразные «костюмы» автомобилей, чтобы наглядно показать: сколько места занимает велосипедист, а сколько — машина. Если часть волгоградцев пересядут на велосипеды, хочется верить, что вечно стоящий в пробках 90-километровый Волгоград придет наконец в движение.

«С велосипеда видно облака светлячков»

Велосипед сегодня может быть не только средством передвижения, но и роскошью. Некоторые современные марки стоят довольно дорого. Их стоимость сравнима с подержанным автомобилем. Однако, если вы хотите объездить в отпуске всю страну пребывания, увидеть все красоты, лучше и дешевле транспорта, чем велосипед, не найти. Велосипед туристу проще и дешевле всего оформить, как спортивное снаряжение. И кати, куда душа пожелает! Полная свобода!

— В Колумбии у меня однажды украли велосипед. И все местные газеты пестрели заметками типа: «Этот русский объездил полмира. И только у нас у него украли велосипед!», — рассказал Владимир Кумов. — Это, конечно, вранье. Воруют везде. Но во многих странах Европы, Северной и Южной Америки уже придумали удобные и надежные велопарковки при каждой автопарковке, при супермаркетах и офисных зданиях, при мотелях и гостиницах. В Колумбии мне потом повезло: подарили новый велик. Но, несмотря на кражу, я по-прежнему буду путешествовать везде, и по горам, и по пустыням, на велосипеде. Из автомобиля никогда не увидишь и не почувствуешь всего богатства и красоты окружающего мира. Когда я ехал на велосипеде ночью по Аргентине, я видел облака светлячков. Я чувствовал запахи только что скошенной травы и свежей сдобы из булочной. Разве можно увидеть и почувствовать все это при ограниченном обзоре из окна машины или туристического автобуса?

Во время путешествия по Перу, Владимир Кумов случайно наткнулся на Дом велопутешественников, устроенный местным пожилым активистом. За последние шесть лет в этом гостеприимном для всех странников на двух колесах доме побывали тысячи путешественников. Но Кумов оказался всего лишь четвертым гостем из России.

— В Копенгагене 50 лет назад говорили: «Мы никогда не пересядем на велосипеды», — показывает Кумов старую черно-белую фотографию набережной Копенгагена, сплошь уставленную автомобилями. — Но теперь почти все жители города ездят на работу и по делам на великах. И набережная Копенгагена стала излюбленным местом отдыха горожан и туристов, одной из самых красивых достопримечательностей города. Когда власти Копенгагена создали первый велопрокат, они рассчитывали, что основными клиентами станут студенты. И как же они удивились, когда выяснилось, что большинство клиентов велопроката — это местные пенсионеры и пенсионерки, желающие навестить внуков и друзей. А надеюсь, что когда-нибудь и Россия станет такой страной, в которой удобно и приятно жить и безопасно передвигаться по дорогам. Все ведь от нас самих зависит!

Снимок в открытие статьи: во главе велоколонны — Владимир Кумов, велопутешественник и куратор проекта «Let's bike it!»

Фото автора

Популярное в сети
Цитаты
Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье