18+
пятница, 20 октября
Политика

Абхазский транзит

Возможность возобновления железнодорожного сообщения через республику рассорила коренное население и армянскую диаспору

  
9606
Абхазский транзит

Представители армянской общины Абхазии — вице-спикер парламента, Вагаршак Косян, депутат парламента Галуст Трапизонян, кавалер ордена Леона Карапет Карагозян и депутат парламента, кавалер ордена Леона Валерий Майромян предложили вернуться к обсуждению вопроса о возобновления транзитного железнодорожного сообщения через Абхазию.

— В мае о готовности в кратчайшие сроки вступить в Таможенный союз объявила Армения. Мы убеждены, что этот шаг принесет существенные выгоды как нашим соотечественникам, так и всем государствам-участникам Таможенного союза. Горячо приветствуем решение Армении, поскольку укрепление «закавказского вектора» евразийской интеграции повышает шансы и Абхазии на вступление в те же структуры. Мы полагаем, что уже сейчас Абхазия готова и сама стать активной участницей этих процессов. Ведь железная дорога, еще в советское время проложенная по территории нашей республики, — кратчайший путь в Закавказье. К сожалению, пока она не действует так, как задумано. Однако если все восстановить — позволила бы армянским экспортным товарам следовать в Россию оптимальным путем. А Россия, в свою очередь, получила бы устойчивый транспортный коридор к государствам Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, — считают инициаторы.

Главный довод армянской диаспоры — страна сможет зарабатывать на транзите до 6 млрд рублей ежегодно. Противники открытия железной дороги считают, что эта цифра завышена в разы. Значительная часть промышленного потенциала Армении и Грузии, завязанного в советские времена на экономическую кооперацию с Россией, либо неконкурентоспособна, либо просто разрушена. Таким образом, уровень взаимной экономической заинтересованности между Россией с одной стороны и Грузией с Арменией — с другой, снижен. Однако их оппоненты не скрывают, что открытие сквозного сообщения через Абхазию сыграет важную геополитическую и геоэкономическую роль. Абхазская ветка могла бы частично сбалансировать ожидаемое открытие железнодорожного сообщения по маршруту Карс (Турция)-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. Но об этом видные деятели армянской общины Абхазии в своем обращении даже не упомянули. Армяне готовы дождаться результатов выборов и с новым президентом начать обсуждать новый проект.

Абхазы считают открытие сквозного движения через их республику невозможным. Первый аргумент — Армения до сих пор не признала государственную независимость Абхазии. Кроме того открытие железнодорожного движения, по мнению гражданских активистов, превратит абхазское побережье в Сочи, где над пляжами, над головами отдыхающих круглосуточного гремят железнодорожные составы. Работа железной дороги нанесет существенный урон и экологии. Граждане республики были даже рады, когда Абхазская железная дорога заросла буйной субтропической растительностью. Но в открытии сквозного движения заинтересован единственный стратегический партнер — Россия. А для Армении этот вопрос вообще жизненно важный.

— В Абхазии вопрос функционирования железной дороги всегда сопровождается скандалами, — рассказала главный редактор «Нужной газеты» Изида Чания в блоге «Эхо Кавказа». — Прежде всего, потому, что для «частично признанной страны» это вопрос не столько экономический, сколько политический, а страны, которые заинтересованы в функционировании железной дороги через Абхазию, видимо, не настолько горят желанием, чтобы признать государственность Абхазии. Поэтому и возникают безумные проекты вроде «железнодорожного консорциума», в результате создания которого, грубо говоря, собственником всей Абхазской железной дороги должен был стать московский бизнесмен абхазского происхождения.

Депутат Беслан Губаз считает неуместным в настоящее время обсуждение этого вопроса. Кроме того, он не согласен с терминологией («абхазо-грузинский участок бывшей Закавказской железной дороги»), используемой в обращении. А так же с тем, как планируется реализовать этот проект. Вернуться к вопросу он предлагает после признания Арменией независимости Абхазии. Губаз предложил армянской диаспоре обратиться к армянскому руководству с такой просьбой.

Депутат Даур Аршба рассказал, что во времена президентства Владислава Ардзинба вопрос восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию поднимался не раз. Оппозиция в 2006 году выступила против создания консорциума на условиях передачи ему имущества Абхазской железной дороги (в январе 2006 года Россия, Армения и Грузия подписали Протокол по вопросу создания международного консорциума по открытию сквозного движения). Тогда абхазы заявили, что не допустят, чтобы Абхазская железная дорога стала участком другой.

Депутат Артур Миквабия, инициировавший обсуждение этого обращения в парламенте, заявил, что постановка вопроса об открытии сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию перед выборами президента «вбивает клин» между армянами и абхазами. Он полагает, что в Абхазии практически нет людей, которые против этого проекта, но не за счет снижения суверенитета Абхазии.

Еще один депутат — Валерий Агрба обратил внимание на то, что в парламенте имеются аналитические материалы экономистов по железнодорожной отрасли с расчетами, подтверждающими нерентабельность восстановления железной дороги.

Дискуссии в абхазском обществе не получилось. Авторов обращения обвинили в лоббизме, который, заметим, сам по себе не является чем-то из ряда вон выходящим либо преступным.

Но абхазов понять можно. Война пришла на их землю в августе 1992 года со стороны Грузии именно по железной дороге. Напомним, что 14 августа 1992 года, в день, когда в Тбилиси должен был рассматриваться предложенный абхазскими властями федеративный договор, на территорию республики вошли войска грузинского Госсовета. Предлогом для этого шага, означавшего начало войны, стала охрана железной дороги от незаконных вооруженных формирований, действовавших в Западной Грузии. Таким образом, чисто психологически и эмоционально, открытие железнодорожного сообщения со стороны России и со стороны Грузии вызывает у абхазов совершенно противоположные чувства. Отчасти этим и объясняется эмоциональная реакция абхазской элиты на предложения, подобные тем, которые были представлены активистами армянской общины.

Еще один важный момент, который пока еще даже не начали обсуждать. Абхазия начала заниматься проектированием своей собственной экономики в 2008 году, после признания ее независимости со стороны России. Можно констатировать, что за этот период было подготовлено несколько стратегических проектов развития. Естественно, что после президентских выборов будут представлены и новые. Впрочем, все разработанные проекты включали в себя очень похожие друг на друга структурно-функциональные блоки, различие между ними было не столь большим.

Очевидно, что рано или поздно абхазская элита должна будет дать окончательный ответ на вопрос: нужна Абхазии своя экономика или нет? Почти наверняка, ответ на этот вопрос будет положительным. Но положительный ответ означает, что стране будет нужна и своя железная дорога, которая является важнейшей составной частью любой экономики. Таким образом, высока вероятность того, что с течением времени на вопрос о начале функционирования железной дороги в Абхазии и далее на юг будет получен положительный ответ. И решение это будет, прежде всего, политическим. Надо полагать, что к тому времени забудут о «лоббистах» и «шантажистах», т.к. прагматизм и экономической рационализм возьмут верх над эмоциями. Хотя уже сейчас очевидно, что РЖД на выданный кредит в 2 млрд. рублей частично отремонтировала дорогу и переходы, сменила шпалы, технологически приблизив её к статусу функциональной. При этом частью абхазских политиков почему-то не учитывается тот факт, что функционирующая транзитная железная дорога — это рабочие места, которые так нужны сегодня Абхазии.

Пока же, несмотря на вышеупомянутые настроения в Абхазии, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин считает, что дешевле перезапустить абхазский участок, чем построить железную дорогу Иран-Армения.

Скорее всего, дискуссии о будущем железной дороги в Абхазии будут не такими простыми, как это представляет глава РЖД. Однако в любом случае необходимо дождаться избрания нового президента Абхазии, формирования им новой управленческой команды и начала ее работы.

Скорее всего, с учетом реально складывающейся ситуации, вопрос открытия транзитного железнодорожного сообщения через Абхазию из России и далее в Грузию и Армению, может стать предметом более или менее предметных обсуждений в Сухуме не ранее первой половины 2015 года.

Согласно проведенному в марте прошлого года Национальным демократическим институтом (NDI) социологическому опросу, 63% жителей Грузии выступают за восстановление работы абхазской железной дороги, соединяющей Россию с Арменией. Опрос был проведен среди 3103 человек на всей территории Грузии. Против высказались 13% респондентов.

Грузинская сторона не раз заявляла, что намерена в кратчайшие сроки решить вопрос работы абхазской дороги.

В советское время по абхазскому участку Закавказской железной дороги ежедневно проходило 24 пары грузовых поездов и 14 пар пассажирских. Железнодорожное сообщение между Грузией и Россией по абхазской железной дороге прервано в начале 1990-х годов. Причиной стал взрыв железнодорожного моста через реку Ингури в 1992 году.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Виталий Белоусов.

Популярное в сети
Цитаты
Дмитрий Полонский

Вице-премьер Республики Крым

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье