Кто помирит Евкурова с Кадыровым

Конфликт между главами соседних республик нарастает

  
7819
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров (Фото: Александр Астафьев/ТАСС)

Кого нужно считать «врагом ислама»? И что с ними делать? Сегодня этот вопрос из чисто богословского уже перешел в политическую плоскость. Главы и муфтии республик Северного Кавказа ищут на него ответы, исходя из сиюминутных личных интересов.

Не мир, а меч вам принесли!

Конфликт между исламскими лидерами Северного Кавказа и главой Ингушетии Юнус-беком Евкуровым, о котором мы уже рассказывали три недели назад в статье «О чем договорились Кадыров и Евкуров», продолжает набирать обороты. В минувший четверг, 18 февраля, в Назрани в Духовном центре мусульман Ингушетии состоялось чрезвычайное собрание муфтиев Северного Кавказа (прибыл на него также и лидер мусульман Калмыкии Султан-Ахмед Каралаев).

Читайте также

По итогам собрания религиозные лидеры подписали коллективное обращение на имя Евкурова, в котором его просят прекратить разногласия с муфтиятом Ингушетии. Впрочем, это вряд ли будет возможно, поскольку светская и религиозная власти в республике занимают, похоже, диаметрально противоположную позицию по самому острому вопросу — стоит ли считать ваххабитов (салафитов) врагами ислама?

Камнем преткновения оказалось выступление муфтия Исы Хамхоева на меджлисе (собрании) представителей суфийской ветви ислама, которое состоялось 2 февраля в Грозном. На этом собрании Хамхоев полностью поддержал позицию чеченского лидера Рамзана Кадырова, который призвал радикально бороться с представителями ваххабизма на Северном Кавказе. Если не силовыми методами, то идеологическими уж точно. Причем не только на вверенной ему территории Чечни, но даже и в соседней Ингушетии.

Ответом на визит муфтия Хамхоева к Кадырову и его жесткое выступление стали слова уже ингушского лидера. В своем инстаграме Евкуров написал, в частности, следующее: «Мы все — разных вирдов и тейпов, есть и те кто не признает вирды, но мы — одной веры, жители своей республики, своей страны!.. Есть те, которые считают, что они не должны соблюдать тарикаты — это их право! Вопрос стоит только в том, что по вине муфтията… с этой категорией населения работу не проводили и не проводят. Нет дискуссий и встреч, нет изучения опыта и выявления причин, почему молодежь отказывается от устоявшихся десятками лет норм родных нам тарикатов», — пишет Юнус-бек Евкуров.

Читайте также

Абдулатипову диалог не нужен

Еще в 2010 году в Дагестане по инициативе тогдашнего главы республики, снискавшего славу реформатора и либерала, Магомедсалама Магомедова была создана комиссия по адаптации боевиков и легализации салафитских общин. А спустя всего год такая же комиссия появилась и в Ингушетии. Причем номер мобильного телефона Юнус-бека Евкурова был известен всем в республике — позвонить главе напрямую мог любой раскаявшийся террорист или член его семьи.

Пытались создать такую же комиссию и в Кабардино-Балкарии, но реально она так и не заработала. Уже после сочинской олимпиады (а точнее, со сменой главы на Рамазана Абдулатипова) дагестанская комиссия по адаптации была расформирована. Продолжает работать такая структура только в Ингушетии. То есть Юнус-бек Евкуров личным примером продолжает доказывать, что вернуть боевика к мирной жизни возможно. По словам главы Ингушетии, за четыре года работы республиканской комиссии через нее прошли 80 добровольно сдавшихся молодых людей — все они полностью вернулись к мирной жизни, став полноценными членами общества.

За последний же год через ингушскую комиссию прошли и несколько «сирийцев» — молодых людей, которые уехали воевать на Ближний Восток, но затем разочаровались в идеях джихада и вернулись обратно… Нескольких таких «возвращенцев» при личной помощи Евкурова устроились на работу. Например, 21-летний парень из Сунжи (имя не разглашается), который недолго воевал в Сирии, ныне работает спортивным тренером.

По подсчетам агентства «Кавказский узел», с 2010 года количество пострадавших (раненных и убитых) в войне против террора на Северном Кавказе сократилось почти в семь раз — с 1705 до 258 человек.

Причем если еще недавно Ингушетия в мартирологе занимала второе место, то сейчас — четвертое. За прошлый год здесь было убито 16 человек (из них 15 — предполагаемые боевики) и ранено пятеро. Для сравнения: в столкновениях в Кабардино-Балкарии погибли 47 человек (из них 45 — боевики), а в Дагестане — 126 (97 боевиков).

Читайте также

Порочная «отчетность трупами»

Если внимательно изучить статистику, то бросается в глаза вот какая тенденция: уже много лет в ходе спецопераций в Дагестане, Чечне и Кабардино-Балкарии не бывает раненных боевиков. Убивают всех.

Член президентского Совета по правам человека Светлана Ганнушкина для такой практики силовиков придумала даже термин, как «отчетность трупами». Ну а инициатором того, что на Северном Кавказе почти тотально распространилась репрессивная метода работы, Ганнушкина считает чеченского главу Рамзана Кадырова. В своем выступлении на грозненском меджлисе он снова подтвердил установку на то, что любые салафиты (даже те, кто в руки никогда оружия не брал и даже не помышлял об этом!) — враги истинного ислама.

На этом фоне гражданская позиция, которую занимает Юнус-бек Евкуров, вызывает искреннее уважение. Сам он в недавнем прошлом военный, но при этом не идет на поводу у советников-«ястребов», а реально пытается выстроить с религиозными меньшинствами конструктивный диалог.

Именно по инициативе Евкурова в 2012 году в Ингушетии (впервые на Северном Кавказе) были легализованы шесть салафитских мечетей. Они не входят в структуру Духовного управления мусульман республики, однако их имамы стали получать зарплату наравне с настоятелями мечетей, относящихся к самому распространенному в Ингушетии исламскому течению, — суфизму.

Стоит ли говорить, что все это Евкуров делал вопреки горячему протесту муфтия Исы Хамхоева, который занимает религиозный пост с 2004 года. И вот, похоже, теперь давний «конфессиональный» спор главы республики и ее духовного лидера достиг апогея.

Незадолго до Нового года Евкуров предложил Исе Хамхоеву уйти со своего поста, также республиканский парламент по предложению главы согласовал реорганизацию муфтията. Упор в его работе теперь должен быть сделан на работу с «проблемным» контингентом верующих.

Читайте также

Старейшины — налево, имамы — направо

Правительство и парламент Ингушетии поддержали и старейшины — а именно Совет тейпов (который, кстати, был создан в 2009 году по инициативе самого Евкурова). Кстати, бывший председатель Совета тейпов Улан Евлоев был оперативно (в день проведения грозненского меджлиса) назначен на пост министра по национальной политике, информации и печати.

Затем события стали развиваться все стремительнее. 8 февраля несколько блоггеров и руководители десятков общественных организаций Ингушетии (всего 52 человека) опубликовали «Открытое письмо» к чеченскому народу по поводу того, что на грозненском меджлисе звучали выпады в адрес ингушского руководства и народа.

Адресатом еще одного схожего по содержанию письма (с теми же подписантами) был уже президент Владимир Путин, от которого ингушская общественность требовала осудить высказывания руководства и духовных лидеров Чечни. Наконец, третье письмо, нацеленное однозначно против Кадырова, президенту адресовала группа ингушских богословов и имамов — под ним стоит 22 фамилии.

Власти республики отреагировали быстро. Совет ингушского парламента, возглавляемый Мухарбеком Дикажевым, уже 11 февраля опровергнул доводы, изложенные в письме ингушской общественности. Якобы, никаких претензий у ингушского народа к руководству Чечни нет и быть не может.

После этого один из депутатов Муса Мальсагов отказался от мандата в знак протеста против позиции, которую заняло руководство парламента. Дело в том, что Мальсагов тоже был подписантом письма к президенту — не как депутат, а в качестве руководителя республиканского отделения «Общества Красного креста».

И вот теперь состоялось чрезвычайное заседание муфтиев, которые фактически осудили поведение Евкурова. И не просто поведение, но и его примирительную позицию по поводу салафитов. «конечным итогом данного движения является экстремизм и терроризм», — безапелляционно заявляют духовные лидеры. И просят от Евкурова поддержать в этом вопросе Ису Хамхоева.

Впрочем, в конфликте двух лидеров, наверняка, помимо сугубо идеологического есть и политический фактор: возможно, Евкуров просто боится потерять доверие населения (а главное — Кремля) на фоне растущей активности Кадырова, с которым он уже много лет конкурирует, а порой и открыто конфликтует. А глава Чечни тем временем уверенно набирает очки. Вот и последний опрос ВЦИОМ говорит о том, что он пользуется все большим доверим россиян. А может просто двум весьма уважаемым политикам нужно просто отбросить все разногласия и двигаться в одном направлении? Задача, в конце концов, у обоих одна. Благополучие вверенных им регионов и всей страны в целом…

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье