18+
понедельник, 23 октября
Политика

Почем честное имя губернатора

Какие суммы тратятся в регионах, чтобы заставить замолчать СМИ

  
3365
Почем честное имя губернатора
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Краснодарский край оказался в числе регионов-лидеров по тратам на чиновничий самопиар, подсчитал «Общероссийский народный фронт». И в ближайшие годы новый губернатор Вениамин Кондратьев пропагандистские расходы снижать не намерен. При этом в регионе нарастает давление на независимых журналистов: их штрафуют, арестовывают, избивают…

Кадыровский пиар-спецназ

Весной на медиафоруме «Правда и справедливость» президент Владимир Путин дал поручение Минфину России: проанализировать траты губернаторов в российских регионах на информационное обеспечение своей деятельности. И вот на днях Минфин итоги такого мониторинга представил; правда, обнародовало их не само министерство, а «Общероссийский народный фронт», для которого борьба с губернаторскими тратами на самопиар и есть самый эффективный пиар.

Итак, по данным доклада Минфина, расходы региональных властей на информационное сопровождение в нынешнем году выросли на 422 млн рублей, до почти 36,6 миллиарда. Из 83 проанализированных регионов в 42 было зафиксировано увеличение расходов, и 40 сумели их сократить.

Наибольшие расходы зафиксированы, естественно, в Москве (более 14 млрд рублей), Московской области (2,8 миллиарда) и Ямало-Ненецком автономном округе (1,8 миллиарда).

При этом, как констатируют в «Общероссийском народном фронте», Подмосковье в нынешнем году продемонстрировало в стране самое резкое снижение пиар-затрат — сразу на 8% (по сравнению с прошлым годом). Правда, этому предшествовала жесточайшая критика со стороны ОНФ: в Подмосковье глубокий дефицит бюджета, сокращаются многие социальные программы (в частности, были резко сокращены льготы на проезд в электричках).

В десятке регионов, где больше всего тратят на самопиар губернаторов, оказалось и два южнороссийских: Чеченская Республика и Краснодарский край. Скажем, в Чечне потратили и в прошлом, и в нынешнем году на пиар команды Рамзана Кадырова чуть менее миллиарда рублей.

А вот на Кубани ситуация куда интереснее.

4 миллиарда на пиар Кондратьева

За прошлый год краснодарские власти истратили на пропаганду 827 млн. рублей (79 госзакупок), из которых почти 90 миллионов было потрачено на закупки информационных услуг федеральных СМИ (теле- и радиоканалов, печатных изданий и информагентств). Причем превышение бюджетных лимитов составило 5%.

Впрочем, эти феноменальные расходы еще можно было как-то объяснить проведением крупных мероприятий — скажем, Олимпиады и первых в истории российских гонок Formula-1. В нынешнем же году власти Кубани, согласно мониторингу Минфина, потратят на самопиар даже больше, чем было в 2014-м — почти 850 миллионов. А ведь никакой Олимпиады уже и в помине нет…

Объяснить такие гигантские расходы отчасти можно тем, что в нынешнем году на Кубани проходили выборы губернатора края. Вениамину Кондратьеву, который был поначалу «темной лошадкой», необходимо было быстро получить широкую раскрутку в обществе. Правда, есть одно «но»: бюджет Краснодарского края с гигантскими затратами на СМИ в 2015 году принимался еще до того, как стало известно о рокировке Александра Ткачева и Вениамина Кондратьева.

То, что по части самопиара Кондратьев ничем не уступает своему предшественнику, наше издание недавно уже рассказывало. И вот очередное тому подтверждение: новоиспеченный кубанский губернатор своим постановлением 12 октября (спустя месяц после избрания) утвердил госпрограмму «Медиасреда Кубани» до 2021 года.

Читайте также

Ее суммарный бюджет составит 3,8 млрд. рублей, из которых по 425 миллионов в год будут тратить на размещение информационных сюжетов в теле- и радиоэфире (всего за шесть лет должно быть произведено 2500 часов контента) и по 125 миллионов — на пропаганду в печатной прессе. Помимо этого будут организованы за бюджетные средства круглые столы, форумы и конкурсы для журналистов и прочие мероприятия.

Координатором госпрограммы будет краевой Департамент печати и СМИ (на обеспечение его деятельности ежегодно будет тратиться 74 млн. рублей), где Вениамин Кондратьев вскоре после назначения дальновидно сменил руководителя — им стал Владимир Пригода, который прежде возглавлял пресс-службу администрации края.

Любят же губернаторы покрасоваться!

При этом, например, в Северной Осетии такой статьи расходов, как информационное сопровождение органов власти, нет вообще. Но тут уж, как говорил Козьма Прутков, не верь глазам своим.

Как прокомментировала результаты мониторинга сопредседатель «Общероссийского народного фронта», координатор Центра правовой поддержи журналистов и фонда «Правда и справедливость» Ольга Тимофеева, траты губернаторов на СМИ не только не сокращаются, но и повышается их непрозрачность.

«Оказалось, что расходы на СМИ нередко включаются в расходы на культуру, рекламу, имиджевые акции, пиар первых лиц или содержание пресс-служб», — говорит Тимофеева. Как рассказала депутат на недавней пресс-конференции в Ставрополе, чиновники в разных регионах придумывают изощренные способы «спрятать» пиаровские расходы. Например, учреждают филиалы и корпункты региональных и муниципальных СМИ в соседних субъектах.

По словам Тимофеевой, бесконтрольные траты чиновников ухудшают положение негосударственных СМИ, поскольку снижают уровень конкуренции на рынке, а также используются в качестве инструмента давления на «неугодных» журналистов.

До первого октября правительство России (также по поручению Владимира Путина) должно было разработать механизм общественно-государственного контроля за бюджетными тратами на СМИ. Предлагалось, в частности, ввести единый код бюджетной классификации для всех видов подобных расходов (а это не только закупка информационных услуг через контрактную систему, но также бюджетные гранты для СМИ и прямые субсидии государственным и муниципальным СМИ).

Также, согласно поручению, муниципальные и региональные органы власти обязаны регулярно информировать население (через официальные сайты) о тратах на СМИ. Причем в форме отчета, которую и должно было разработать правительство, учитывались бы не только конкретные суммы, но также сроки исполнения контрактов и точные данные контрагентов (или грантополучателей).

Кубань: давление на прессу нарастает

Группа депутатов Госдумы, представляющая все четыре фракции, во главе с Ольгой Тимофеевой еще летом разработала пакет поправок в Уголовный кодекс. Губернаторов и глав региональных правительств предлагают карать рублем за безудержный самопиар за бюджетный счет. Скажем, за необоснованные траты на пропаганду более 7,5 млн. рублей предусматривается штраф до полумиллиона рублей или тюремный срок до пяти лет.

Законопроект пока не рассмотрен.

А может, стоило бы депутатам озаботиться не только самопиаром губернаторов, но и защитой независимых журналистов от давления властей?! По подсчетам «Фонда защиты гласности», который ежемесячно анализирует факты давления на прессу, в числе лидеров «черного списка» регионов — Ростовская область и Краснодарский край.

Вот лишь несколько самых громких эпизодов последнего времени. Так, в мае в городе Назарово был избит руководитель информационного агентства «Запад 24» Евгений Борисов: по его словам, нападавшим был муж высокопоставленной сотрудница местной администрации, которую критиковало издание.

В июне в селе Черешня была задержана журналистка интернет-издания «Кавказский узел» Анна Грицевич, которая освещала митинг местных жителей против стихийной свалки. Грицевич засняла разгон митингующих полицией… за что получила трое суток административного ареста. И мы об этом рассказывали.

Потом полицейские задержали главного редактора сайта «БлогСочи» Александра Валова, обвиненного в попытке организовать несанкционированный митинг против сочинского мэра Анатолия Пахомова.

И это лишь часть историй. Самая любопытная же, похоже, связана с тем, что незадолго до Нового года издательский дом «Периодика Кубани», учрежденный департаментом печати и СМИ края, был приватизирован — его новым владельцем стал Игорь Тарасов, владелец интернет-издания «Живая Кубань» и новороссийской телекомпании «ННТ».

Гендиректором стала Ольга Горохова — бывший руководитель департамента, которая сейчас обвиняется в нецелевом расходовании 4,5 млн. бюджетных рублей, выделенных по госконтракту именно «Периодике Кубани». По версии следствия, она подписала акты выполненных работ на печать несуществующего 200-тысячного тиража рекламной газеты, рассказывающей о заслугах краевой администрации.

Ну как за такой криминальный «самопиар» не сажать, как предлагает Тимофеева?!

Читайте также

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Пикин

Директор Фонда энергетического развития

Дмитрий Полонский

Вице-премьер Республики Крым

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье