18+
вторник, 26 сентября
Политика

Как Ставрополье лишили выборов

Оппозиция считает, что новый закон о местном самоуправлении противоречит Европейской хартии

  
254
Как Ставрополье лишили выборов

Парламент Ставрополья упразднил прямые выборы глав в городах и районах края, они сохранятся только на сельском уровне. И то лишь частично. Против реформы выступила только одна из четырех парламентских фракций.

Казус Пятигорска

На своем последнем пленарном заседании краевая дума рассмотрела много важных вопросов. Были согласованы назначения двух первых вице-премьеров правительства края — Николая Великданя и Ивана Ковалева (они курируют, соответственно, сельское хозяйство и промышленность). Также при краевой думе появился Совет молодых депутатов.

Но все же главным вопросом стало принятие поправок к закону «О местном самоуправлении в Ставропольском крае». Авторами поправок стали семь депутатов, представители двух фракций — ЛДПР и «Единая Россия». Вместе с компартией они и поддержали законопроект при голосовании, «против» оказалась лишь «Справедливая Россия». Принят он был, как ясно из пояснительной записки, в исполнение 136-го федерального закона, который дал регионам право изменять схемы управления на муниципальном уровне.

Первое новшество. На Ставрополье появится новый тип муниципальных образований — внутригородские районы в городских округах (в крае их 10). В каждом из таких районов будет свой депутатский корпус и бюджет (по аналогии с тем как сегодня принято в Москве или Санкт-Петербурге). Районные депутаты будут избираться на прямых, всенародных выборах (как сегодня городские), из своего состава выбирать главу района и заключать контракт с главой районной администрации. Затем путем делегирования равного количества депутатов они будут формировать городской совет, который также выберет главу города (мэра) и сити-менеджера.

Статус города, разделенного на районы, должен быть закреплен краевым законом (причем, как особо подчеркнули авторы законопроекта, «с учетом мнения населения соответствующего городского округа в соответствии с его уставом»). В кулуарах краевой думы обсуждается, что такая схема может быть эффективно принята только для городов с населением выше 200 тысяч человек — в крае это Ставрополь (420 тысяч человек) и Пятигорск (214 тысяч).

Унифицированы сроки полномочий как глав, так и представительных органов в муниципалитетах — они составят пять лет. Причем в населенных пунктах, где живет не более 300 человек, представительный орган можно не формировать, его функцию будет выполнять сход граждан.

Отныне отменяются прямые выборы глав в городах и районах Ставрополья: их будут выдвигать из своего состава сами депутаты (также депутаты будут заключать муниципальный контракт с главой администрации). Фактически, эти изменения коснутся только нескольких муниципалитетов, которые в прежние годы еще не успели отказаться от прямых выборов, — это Степновский район и 10 городов.

К слову, последними городами в крае, где было решено отказаться от прямых выборов, нынешней весной стали Кисловодск и Михайловск, главами администраций которых по конкурсу стали протеже губернаторской команды, — соответственно, Андрей Кулик (ранее был замминистра финансов Ставрополья) и Михаил Миненков (прежде депутат гордумы Ставрополя).

Причем если раньше у муниципальных районов еще было право выбора формы организации местного самоуправления, то теперь вместо них это будет определять краевой парламент «рамочным» законом. Напомним, что именно Степновский район оставался единственным в крае, в уставе которого были закреплены прямые выборы и депутатского корпуса, и главы.

Районный совет здесь, как и по всему Ставрополью, будет формироваться также непрямым способом — все сельские поселения, входящие в район, будут делегировать по два представителя на районный уровень (причем вне зависимости от численности избирателей на поселенческом уровне).

Прямые выборы глав сохраняются только в сельских поселениях. Однако здесь глава будет «един в двух лицах» — он входит в состав представительного органа и является его председателем (а где-то еще и главой местной администрации, если такое закреплено в уставе). Такая тяжеловесная схема нужна для одного: чтобы глава был подотчетен не только населению, но и представительному органу.

Так чья будет земля?!

Новым краевым законом перераспределены полномочия между разными уровнями власти. До этого он регламентировался краевым законом «О некоторых вопросах организации местного самоуправления», который был отменен.

Теперь к полномочиям муниципальных районов отнесены девять видов полномочий, закрепленных в ст. 14 Федерального закона «О местном самоуправлении»: организация библиотечного дела; утверждение документов планировки территории (генеральных планов поселения и правил землепользования и застройки), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию; осуществление муниципального земельного и лесного контроля; содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб; охрана лечебно-оздоровительных местностей и курортов; поддержка социально ориентированным НКО; муниципальный контроль на территории особой экономической зоны (ОЭЗ); создание искусственных земельных участков.

Все эти функции должны решаться не администрациями сельских поселений (как было принято раньше), а именно районными администрациями. Причем в отдельных случаях они могут быть переданы с муниципального и на краевой уровень (если будет принят соответствующий закон).

Нарушение Европейской хартии

Принятие краевого закона вызвало бурное обсуждение среди оппозиционеров и общественных деятелей Ставрополья. Категорично против его принятия высказался координатор Центра гражданских инициатив СКФО Валерий Ледовской:

— Хоть бы общественное мнение узнали. Большинство — за прямые выборы мэров. А дума Ставропольского края наплевала на мнение жителей городов края. Одной назначаемой должности им недостаточно, нужно, чтобы все назначались. С выборности первых лиц городов начинается самоуправление и гражданское общество. Если население не может выбирать мэров городов, его нужно тогда дисквалифицировать и на выборах более высоких уровней, де-факто вернувшись к монархии. Сейчас произведён ещё один серьёзный шаг от федерации к унитарному государству. Благо, референдумы пока не додумались запретить. И эта тема ещё будет звучать.

Согласна с этим и глава Михайловска (с 2012 по 2014 годы) Наталия Полякова:

— Закон — это наша мрачная действительность. И из жителей мало кто понимает, что происходит. Ведь без прямых выборов в кресла сядут исключительно ставленники краевой команды. Прикрытие голосованием местных депутатов — пшик, всем известно, да и зачем они вообще нужны в городах при такой форме демократии?! Но данную возможность подарили федералы. И вот, пожалуйста, край ее реализовал. Хорошо хоть, кто-то в здравом уме попытался быть против, — прокомментировала принятие нового закона Полякова.

Выступил против принятия закона и координатор фракции «Справедливая Россия» Кирилл Кузьмин:

— Это прямое нарушение Европейской хартии о местном самоуправлении, которую Российская Федерация ратифицировала в 1998 году. Мы считаем, что то обсуждение, которое было проведено среди жителей различных районов Ставропольского края, было недостаточным, потому что не носило массовый характер. Согласно опросам федеральных социологических служб более 70% населения считают необходимым избирать мэров напрямую.

Фото: Глеб Котов/ РИА Новости

Популярное в сети
Цитаты
Виктор Литовкин

Военный эксперт

Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье