18+
вторник, 23 октября
Экономика

«Второе дыхание» утилизации

В России стали принимать старые автомобили в счет покупки новых

  
912
«Второе дыхание» утилизации

Государство пришло на помощь автомобильной отрасли в момент общего спада продаж отечественного авторынка. Чиновники одобрили ряд мер, которые должны повысить спрос на выпущенные в России автомобили, вне зависимости от их марок и брендов. Ключевым приемом господдержки стало «второе дыхание» для известной не понаслышке программы утилизации автомобилей. С учетом прошлого опыта ее сделали более «гибкой» и доступной для людей.

Программа обновления автотранспорта, которую разработал Минпромторг, стартовала в сентябре. Воспользоваться ее преимуществами можно будет до конца этого года. Основные условия не изменились — россиянам предлагают сдавать в утиль старые машины, а взамен получать частичную компенсацию от стоимости новых. Эти скидки будут выделяться только на произведенные в России автомобили, но теперь они распространяются на любые категории автомобилей, а не только «легковушки». В программу попали мощные внедорожники и грузовики, «маршрутки» и автобусы. При этом их хозяевами могут быть и физические, и юридические лица. Нет ограничений и в сроке владения автомобилем, который владелец решил обменять с доплатой на новый. Как следует из положения Минпромторга, схема работает только при покупке автомобилей выпущенных в этом году.

— Считаю, что сейчас это очень нужная и своевременная мера, которая сможет уменьшить потери от общего падения рынка продаж, — рассказал корреспонденту «СП-Юг» основатель аналитического проекта «Автомобильный геомаркетинг» Сергей Алферов. — Возможно, что в процесс включатся сами производители автомобилей и к государственным компенсациям начнут добавлять собственные скидки. Тогда конечный покупатель сможет сэкономить уже в два раза больше. Ну а когда покупка легкового авто удешевится на 100 тысяч рублей, то это станет достаточно серьезным стимулом для участия в программе. Другое дело, что на ее реализацию теперь отведен достаточно маленький срок. Так что от программы сложно ожидать грандиозного эффекта. Ведь только на адаптацию и согласование всех новых правил уйдет месяц, ну а начать полноценно работать программа может вообще только к декабрю. С учетом этого не исключено, что ее действие могут продлить и до весны следующего года.

Размер скидок при покупке нового авто не зависит от цены старого. Она рассчитывается исходя из типа автомобиля. Если владелец легкового авто решит снять его с учета и сдать в утилизацию, то получит скидку в 50 тысяч рублей. А если захочет купить авто у дилера по схеме трейд-ин, то скидка уменьшится до 40 тысяч рублей. Еще один минус такого обмена с доплатой — возраст б/у автомобиля должен быть не меньше шести лет. Больше повезло хозяевам автобусов — они получат компенсацию 300 тысяч рублей. Ну а в максимальном выигрыше со скидкой 350 тысяч рублей остались владельцы грузовиков, «маршруток» и внедорожников полной массой от 2,91 тонны.

— Предыдущая программа утилизации прошла очень успешно, поэтому сейчас мы также можем рассчитывать на ее успех, — сообщил корреспонденту «СП-Юг» начальник отдела координации оптовой торговли и обслуживания автотранспортных средств департамента потребительской сферы Краснодарского края Владимир Мостовой. — Только на Кубани в ней участвовала 21 тысяча человек. На территории края работали три предприятия, которые занимались утилизацией — по 3 тысячи рублей за автомобиль. В основном к ним попадали отечественные машины — старые «Москвичи» и «Жигули». Теперь же по прогнозам в крае удастся утилизировать порядка 4 тысяч авто. Это зависит от сроков и остальных параметров программы, так как спрос на нее у населения остается достаточно высоким. Теперь в программе помимо «легковушек» появились новые типы авто. Также изменения претерпит и механизм компенсации за скидки населению. В прошлый раз дилеры напрямую получали деньги от Минпромторга взамен на свидетельства об утилизации авто.

В этом году бюджетные средства государство будет выделять региональным властям, которые затем будут компенсировать издержки дилерам. Минпромторг рассчитывает «заменить» в России более 170 тысяч автомобилей до конца года. На реализацию этого масштабного проекта из федеральной казны собираются выделить 10 миллиардов рублей. Эти меры должны увеличить отечественное производство на 173,6 тысяч автомобилей всех типов по итогам 2014 года. До запуска программы эксперты агентства PricewaterhouseCoopers заявляли, что в этом году продажи легковых отечественных авто в стране упадут на 16 процентов. Но выпущенные в России иномарки почти не пострадают — снижение их продаж не превысит 5 процентов.

По мнению директора практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Сергея Литвиненко, такое сокращение продаж вызвано ослаблением курса рубля и общим снижением темпов роста российской экономики. А в Минпромторге более детально указывают на нехватку у покупателей автотранспорта доступных инструментов финансирования. Одним из таких инструментов и должна стать возрожденная программа утилизации.

— В Краснодарском крае произошел резкий, но ожидаемый спад продаж автомобилей, который по итогам этого года может достигнуть 27 процентов — поясняет основатель аналитического проекта «Автомобильный геомаркетинг» Сергей Алферов. — Еще в прошлом году рынок начал падать по всей стране, а на Кубани показатели держались на прежнем уровне. Экономику края стимулировала «олимпийская стройка», но с ее завершением не только пропал компенсирующий эффект, но и появились новые проблемы. Крупные подрядчики отказались платить по своим долговым обязательствам, часть компаний обанкротилась. Цепная реакция этих неплатежей сейчас дошла до рядового потребителя — кто-то потерял работу, кому-то задерживают зарплату. Люди «затянули пояса» и стали экономить на покупке авто. Также на ситуацию повлияли и массовые отзывы лицензий у банков, и напряженная ситуация с Украиной по соседству.

Нельзя не отметить, что помимо очевидной задачи — помочь автопрому, у программы утилизации есть и «второе дно». Уменьшение количества устаревших автомобилей на дорогах снижает количество вредных выбросов в атмосферу. Если взять общее количество автомобилей, которое сейчас колесит по России, то половина из них — старше десяти лет. Такая ситуация складывается потому, что списывать со счетов автомобили у нас традиционно не любят — за год по стране отправляют в утиль только 2,5 процента автотранспорта. А во всем мире этот показатель достигает 7 процентов. Заботясь об экологии, Госдума РФ год назад приняла закон о введении на автомобили утилизационного сбора. Теперь стоимость будущей переработки автомобиля уже заложена в его цене, независимо от того — привезли ее из-за границы, или же выпустили в России. Самый маленький сбор — на новую машину, а для авто старше трех лет действует повышающий коэффициент. Таким образом за счет производителей и импортеров государство намерено построить по всей стране заводы для разборки списанных авто и прочую инфраструктуру для их утилизации.

Фото ИТАР-ТАСС/ Антон Буценко.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье