18+
воскресенье, 16 декабря
Экономика

Туристическая ловушка крымской экономики

Туриндустрию полуострова украинские власти почти разрушили, Россия будет восстанавливать

  
524
Туристическая ловушка крымской экономики

В массовом сознании Крым это курорт. Для детей это «Артек» и «Орленок», для молодежи «Казантип» и Коктебель, для выздоравливающих — санатории, а для основной массы отдыхающих — гостинцы, съемные квартиры и пляжи.

Но в экономическом плане ориентация Крыма на туризм глубоко ошибочна. Экономическая политика украинских властей в 1992—2013 гг. заключалась в попытке свести всю экономику Крыма к туриндустрии. В Киеве желали создать собственный курортный рай, по образцу Сейшелл, Анталии или Цинциннати.

Из одного плана развития Крыма в другой кочевали фразы о развитии «туристического сегмента», «повышении туристического оборота к 2000 какому-то году в столько-то раз» и прочая наукообразная шелуха.

А реальная ситуация совершенно не соответствовала плановой. Несмотря на все декларации и имитацию усилий, курортная отрасль Крыма уже длительное время находиться в состоянии стагнации.

В крымской индустрии туризма и сфере обслуживания официально задействовано 266,3 тыс. человек. Это составляет 30% официально работающего населения Крыма.

Однако доходы от туризма оцениваются в 6% от общих доходов полуострова. Это четверное место после промышленности -16%; торговли — 13%, сельского хозяйства — 10%.

Крымский туристический сектор предлагает низкооплачиваемую работу. Для сравнения в сельском хозяйстве полуострова занято чуть менее 200 тыс. человек, но оно дает 10% доходов республики. Следовательно, в сельском хозяйстве доходы на работника в 2 раза выше. И это в агросекторе, который находиться далеко не в блестящем состоянии.

В 2010 году в Крыму отдыхало 5 млн. 739 тыс., в 2011 году 5 млн. 676 тыс.

Туристический сезон 2012 года, когда на Украине проходил чемпионат Европы по футболу, был рекордным для Крыма, его посетило порядка 6 млн. человек.

2012 год для туротрасли Крыма стал верхней планкой. После футбольных матчей болельщики заворачивали в Крым — отдышаться и искупаться.

В 2013 г. Крым посетили 5,8 млн. туристов, из них 3,5 млн. украинцев и 1,5 млн. россиян.

Снижение числа туристов продолжилось в 2014. Как сообщила заместитель министра курортов и туризма Крыма Ольга Бурова с начала 2014 года до середины августа в Крым прибыли 2 млн. 482 тыс. человек, что на 29,5% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

Цифра достаточно неплохая, если учесть кризис на Украине, рассказы украинских СМИ о голоде в Крыму, отдыхе под дулами пулеметов. Однако, современный туристический сектор полуострова лишь тень советского. Для сравнения в 1988 году Крым принял 8,2 млн. человек (из них 2,1 млн. в организованном санаторно-курортном порядке).

Туристический потолок Крыма достаточно очевиден — вряд ли можно достичь оборотов советского времени. В конце 80-х годов и рубль был не конвертируемым, и заграница казалась недостижимой. Сейчас российский турист ориентирован на культурный отдых в Европе и пляжный в Египте, Турции и Таиланде. Поэтому еще долгие годы основными посетителями Крыма останутся украинцы и небогатые россияне.

6 млн. отдыхающих это наиболее реалистичная величина в современных условиях. Хотя российский турист богаче украинского и это несколько увеличит оборот сферы крымского туризма. Однако даже при модернизации отрасли потолок крымского туризма виден. Ситуацию кардинально не изменит ни модернизация отрасли, ни политического потепление на Украине, ни решение транспортных проблем.

Серьезные изменения в постсоветское время произошли в структуре туристического потока.

В 2013 году свыше 80% туризма Крыма приходится на неорганизованный сектор. Организованно на полуострове отдыхало чуть более млн. человек. При этом снизилось время пребывания туристов с 22−24 дней в конце 80-х, до 10−14 в 2010 — х. Что в свою очередь резко сократило активный курортный сезон на полуострове с 4 месяцев (май-сентябрь) до 1−1,5 месяцев (июль-август).

По сравнению с восьмидесятыми годами прошлого века резко упало общее время пребывания туристов. В 1990 количество туристических человеко/дней составляло 170 млн., а в 2013 лишь 65 млн.

Изменилось и потребительское поведение туристов. В 80-х отдыхающие тратили деньга на крымскую продукцию и услуги. Сейчас большая часть туристов снимает квартиры у частников, а продукты закупают в магазинах. Основная масса этих продуктов производиться мулькорпорациями и никакого отношения к крымскому производителю не имеет. Современный турист даже местным транспортом практически не пользуется, так как приезжает на собственном автомобиле.

Все это в свою очередь понизило рентабельность предприятий туристического сектора, снизило инвестиционную привлекательность сферы туризма, привело к вымыванию кадров из туризма и расширению теневого сегмента. В 2013 г. в Крыму работали 223 официально зарегистрированных гостиничных и 562 санаторно-курортных предприятий. Состояние большинства из них далеко не идеальное. Они не могут обеспечить массовый организованный туризм.

В итоге туриндустрия Крыма представлена серым сектором.

Частные лица сдают квартиры, коттеджи, дома поденно за наличку. Гостей полуострова возят частники-таксисты, на пляже их обслуживают частники-киоскеры.

Налогов с этого, фактически, не платиться, хотя платежеспособный спрос местного населения поддерживается. Туристы позволяют выживать значительной части крымского населения. Вот только поступления в республиканский бюджет не идут. Да и туристических сборов никто из гостей полуострова не платит. В итоге инфраструктура полуострова все более и более приходит в упадок, делая его менее привлекательной для гостей.

Очевидно, что развитие экономики Крыма, опираясь только на туристический сегмент невозможно.

В-первых, это не позволяет сделать структура населения полуострова. 500 тыс. пенсионеров и только 251 тыс. работающих не создает излишка рабочей силы, который можно использовать в сезонном секторе услуг.

Во-вторых, территориальная структура населения Крыма четко урбанизирована. Доля городского населения составляет 63%, сельского — 37%. Это говорит о высоком образовательном и профессиональном уровне населения полуострова.

Иначе говоря, нет в Крыму дешевой рабочей силы для туристической индустрии.

В-третьих, туристическая индустрия республики изношена и нуждается в кардинальной модернизации. Это касается и сооружений и путей сообщения и идеологии туризма. Туризм XXI века это не тюлений отдых пузом вверх в обнимку с емкостью пива.

В — четвертых, низкая емкость туристического рынка Крыма. Туризм в постсоветском виде давал возможность повышать свои доходы наиболее малообеспеченным слоям населения. Делалось это за счет качества их жизни. Например, переезжала бабушка к дочери, а свою квартиру сдавала посуточно приезжающим. Молодежь, вместо того чтобы учиться и работать на предприятиях, устраивалась таксистами и продавцами с быстрым заработком, но без малейших перспектив карьерного и личностного роста.

Конечно, туристический сектор республики будет цивилизовываться. Будут отремонтированы курорты и санатории, построены терминалы в аэропортах, новые дороги, благоустроены пляжи. Появиться новые развлечения, будет развиваться экотуризм спортивной и исторический туризм. Часть работников «серого сектора» легализуется как индивидуальные предприниматели, часть устроиться на работу. Но принципиально это картину не изменит.

Создание в Крыму игорной зоны ситуацию в экономической сфере поправит, но решительно не переломит.

Оценив ситуацию с туристическим сектором Крыма и его роль в экономике полуострова можно только удивляться экономической политике украинского правительства с маниакальным упорством загонявших крымское хозяйство в трясину моносектора.

Сейчас украинские власти признают, что в Крыму была многочисленная группировка Вооруженных Сил Украины потому, что у руководства Украины были опасения на счет благонадежности жителей полуострова, которые в подавляющем большинстве не считали себя украинцами. Не исключено и то, что политика деидустриализации и превращения Крыма в туристическое гетто проводилась Киевом сознательно. Для России такое отношение к своим гражданам неприемлемо. Туристический сектор создает дешевые рабочие места без перспектив личностного роста и развития. Мы не можем обречь большинство крымчан на участь киоскеров, билетеров, продавцов газировки и шаурмы.

Туризм в украинском Крыму выступал средством решения социально-экономических проблем. А происходило это из-за того, что центральное правительство решить эти проблемы не могло. Мизерные социальные пенсии и пособия, стагнирующая промышленность и сельское хозяйство толкали жителей полуострова в сферу низкооплачиваемых туристических услуг.

Рост пенсий, пособий, социальных выплат, заработной платы в российском Крыму избавляет крымчан от стратегии выживания. Вхождение в состав России открывает перед жителями полуострова широкие перспективы для обучения, работы, предпринимательства. Туристический рынок 1990−2000 уйдет при этом в прошлое.

Следовательно, вариант туристической моноэкономики республики отпадает. В тоже время, туристический сектор это стабильный и постоянный доход полуострова. Трансформация отрасли позволит значительно увеличить его оборот. Туризм должен стать одним из столпов экономики республики. Но лишь одним из нескольких.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев.

Популярное в сети
Цитаты
Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье