Кавказ заставили умерить аппетиты

Каким республикам пояс придется затянуть потуже

  
5200
Кавказ заставили умерить аппетиты
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

От республик Северного Кавказа потребовали максимально сэкономить расходы и научиться зарабатывать самостоятельно. Ведь у Москвы денег на постоянный рост «кавказских» дотаций попросту не осталось. При этом некоторые регионы оказались в «особом» положении: им разрешили не особо-то и экономить. Например, Чечне…

Чем опять недоволен Кадыров

На минувшей неделе в Пятигорске прошел международный форум «Российский Кавказ», на который приехал весь окружной бомонд — министр Лев Кузнецов с двумя замами Одесом Байсултановым и Михаилом Развозжаевым, заместитель полпреда Максим Владимиров, а также гендиректоры двух крупнейших госкомпаний — «Корпорация развития Северного Кавказа» (Сергей Харитонов) и «Курорты Северного Кавказа» (Олег Горчев).

И почти все говорили в общем-то об одном и том же — регионы Северного Кавказа должны все меньше завесить от дотаций из федерального бюджета. Для этого, в свою очередь, на местах должно развиваться реальное производство, которое и дает поступления налогов. По словам Льва Кузнецова, в ныне принятой госпрограмме развития Северного Кавказа приоритет — это вложения в национальную экономику (в частности, в туристическую инфраструктуру), а не в социальную сферу, как было раньше.

Ингушский премьер-министр Руслан Гагиев подхватил: республика в нынешнем году стала первой на Северном Кавказе по темпам сокращения государственного долга, и шестой — в масштабах России. Всего же, говорит Гагиев, за последние пять лет дотационность республиканского бюджета удалось снизить с 43,1% до 37,4%. В то же время валовый региональный продукт (ВРП) за это время вырос почти втрое — с 48 до 114 млрд. рублей. Хотя в нем (как, впрочем, и во всех иных республиках Северного Кавказа) значительную долю составляет не коммерческий, а бюджетный сектор.

Впрочем, далеко не все главы регионов Северного Кавказа согласны на сокращение дотаций. Как уже писала «СП — Юг», Рамзан Кадыров в начале ноября подверг жесткой критике решение Минфина о секвестировании федеральной целевой программы (ФЦП) восстановления экономики и социальной сферы Чечни до 2020 года.

Читайте также

Кадыров даже обещал написать письмо в федеральный Минфин. Было ли письмо или нет, неизвестно. Но факт в том, что дотации из федерального бюджета Чечне в 2017 году снижены не будут. Часть трансферов республика получит в общем порядке — это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (в 2017 году предусмотрено 24 млрд. рублей) и дотации на сбалансированность бюджетов (16,4 миллиарда).

Недавно РБК опубликовал исследование, согласно которому за последние девять лет (с 2007 по 2015 годы) Чечня получила из федерального бюджета 539 млрд. рублей в виде безвозмездных перечислений — дотаций, субсидий и субвенций. Причем за это время объем финансовой помощи республике снижался всего дважды — в 2010 и 2013 годах. А в прошлом году финансирование, напротив, выросло сразу на 8% (до 61,3 млрд. рублей), в то время как для большинства других регионов они сократились.

Таким образом, в будущем году бюджет республики будет дотационным более чем на 87%: доходы составят 69,9 млрд. рублей, а расходы — 77 миллиардов. То есть дефицит составит более 7 миллиардов — но это первоначальные цифры, поскольку почти наверняка в течение года расходы бюджета будут расти.

Стоит ли «гоняться» за экономией?!

Для сравнения «СП — Юг» взял все другие регионы Северного Кавказа. Итак, Карачаево-Черкесию по итогам 2016 года Минфин России исключил из списка высокодотационных. Народное собрание республики недавно рассмотрело проект бюджета на 2017 год, в котором общий объем доходов предусмотрен на уровне 14 млрд рублей, а расходов — 14,4 миллиарда. Таким образом, дефицит бюджета должен составить 400 млн рублей.

Причем 8,5 миллиарда (то есть порядка 60% от расходной части) составят безвозмездные поступления из федерального бюджета, львиная доля — это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Можно сравнить с параметрами нынешнего года: расходы составили почти 19 млрд рублей (в том числе 12,2 миллиарда — трансферты из Москвы), а дефицит приблизился к 700 миллионам. Капитальные расходы, согласно проекту, в 2017 году составят 446 миллионов, в то время как в нынешнем году (последние поправки в бюджет-2016 были внесены в конце ноября) они превысили 4 миллиарда. Вероятно, и в течение будущего финансового года капитальные расходы будут расти за счет софинансирования Москвой крупных строек.

В Кабардино-Балкарии доходная часть бюджета на 2017 год составит 26,2 млрд. рублей, в то время как расходная — 26,7 миллиарда. Таким образом, дефицит составит чуть более 530 млн рублей, а государственный долг — почти 9,7 миллиарда (и это, заметим, на предварительном этапе); для сравнения — по итогам текущего года дефицит в Кабардино-Балкарии планируется на уровне 1,3 миллиарда.

Читайте также

А вот что касается дотационности, то в будущем году в республике она составит чуть более 40%: запланировано выделение Москвой 10,5 млрд. рублей безвозмездных поступлений, среди которых 7,6 миллиарда составит дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. Чтобы читателю было понятно: дотация — это нецелевые назначения, а помимо этого существуют, скажем, субсидии, которые можно потратить только на определенные цели (например, на поддержку сельского хозяйства, спортивных организаций или здравоохранения).

Жадность «лечат» секвестром

Среди всех республик Северного Кавказа самый крупный бюджет — в Дагестане: на будущий год он утверждается в размере 72,5 млрд. рублей, и это доходная часть. В то время как расходная часть значительно меньше, а значит, бюджет принимается с профицитом в 1,6 млрд. рублей.

По словам первого замминистра финансов Дагестана Темирлана Расулова, профицит сформируется за счет того, что в источники финансирования дефицита включат планируемые остатки средств на бюджетных счетах по состоянию на 1 января 2017 года. Причем с учетом условий соглашения с Минфином России профицит республиканского бюджета может вырасти до 3,5 ммллиардов.

А вот что касается объема межбюджетных трансфертов, то они в 2017 году в Дагестане составят 46,7 млрд. рублей (таким образом, дотационность бюджета составит почти 65%, что ненамного выше, нежели в Карачаево-Черкесии). Правда, все эти цифры не окончательные: в республике еще предстоят публичные слушания о проекте бюджета, после чего законопроект и будет внесен на рассмотрение Народного собрания.

Что касается Ингушетии, то здесь подготовка проекта бюджета-2017 тоже вышла на «финишную прямую». Доходы должны составить почти 17,6 млрд. рублей, а расходы — на 370 миллионов больше (это и есть планируемый дефицит). А вот что касается разного вида безвозмездных трансфертов, то их суммарный объем может приблизиться к 13,4 миллиардам (в том числе 9,3 миллиарда — это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности). Ну а общая дотационность, таким образом, составит почти 76% (по этому показателю Ингушетию опережает только один регион, Чечня).

С большим дефицитом принимается и бюджет в Северной Осетии (закон был внесен премьер-министром Теймуразом Тускаевым первого декабря): здесь доходная часть составит почти 20,6 млрд. рублей, а расходная — 21,3 миллиарда. Таким образом, профицит может приблизиться к 700 миллионам, а государственный долг превысит к концу следующего финансового года 9 миллиардов.

В пояснительной записке к законопроекту Тускаев пишет, что в будущем году планируется сокращение доходов бюджета: при том, что налоговые поступления вырастут, безвозмездные трансферты, напротив, сократятся. Всего же Москва намерена выделить Северной Осетии 10,2 млрд. рублей (это чуть менее 50% прогнозируемого бюджета-2017).

А вот что касается Ставрополья, то, вопреки расхожему мнению, оно тоже не избавилось от давней болезни — высокой дотационности. Она составит почти 35%, и это ненамного меньше, нежели в Кабардино-Балкарии. Проект бюджета-2017 предусматривает получение Ставропольем 25,8 млрд. рублей дотаций, субсидий и субвенций, и это, кстати, на 8% больше, чем регион получил в нынешнем году (в том числе дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности должна вырасти на 4%, а вот все виды целевых субсидий — на 31%).

Хитрый ход, который позволит удержать ставропольский бюджет-2017 в «долговой узде» — это отказ от индексации социальных выплат, предложенный губернатором Владимиром Владимировым. Это позволит сэкономить более 300 млн рублей. Сумма в масштабах бюджета, признаться, небольшая, а вот негативный политический эффект от такого решения будет огромный. Тем более, скажем, на фоне соседнего Дагестана, где власти заявили: сокращать темпы роста социальных расходов не будут!

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье