На кого прольется золотой дождь из «пшеничных долларов»

Судьба рекордного урожая на Юге страны — в руках нескольких человек

  
2937
На кого прольется золотой дождь из «пшеничных долларов»
Фото: ZUMAPRESS/Global Look Press

Отгрузки зерна в портах Новороссийска за последние полгода оказались на 10% меньше, чем годом ранее. И это на фоне рекордной урожайности на Юге России, после которой эксперты обещали «золотой дождь» из экспортных долларов. Почему он не пролился, разбиралась «СП-Юг».

И в Новороссийск — через офшоры?

Телеканал «Дождь» со ссылкой на неназванный источник сообщил о планах государственной компании «Транснефть» продать свою долю в акционерном обществе «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП).

Сейчас «Транснефть» напрямую владеет 10,52% общества (через дочернюю компанию «Транснефть-сервис»), кроме того, монополия на паритетных началах с группой «Сумма» Зиявудина Магомедова владеет 50,1% акций через кипрский офшор Novoport Holding Ltd. Третьим крупнейшим акционером порта является государство в лице Росимущества (его доля составляет 20%).

Уставный капитал акционерного общества, согласно ЕГРЮЛ, составляет 192,6 млн. рублей. В августе 2014 года генеральным директором предприятия стал Султан Батов, кандидатуру которого выдвинула именно группа «Сумма». Ранее он занимался бизнесом в Кабардино-Балкарии, где был совладельцем двух пищевых предприятий — Нальчикского мукомольного завода и Чегемского пищевого комбината (сейчас оба обанкротились).

Читайте по теме

Затем Батов переехал в Калининградскую область, где возглавил стивидорную компанию, занимавшуюся перевалкой грузов в порту Балтийска (она также являлась дочерней структурой НМТП). Кроме того, в Калининградской области Батов вместе с другим предпринимателем из Кабардино-Балкарии Азаматом Табуховым был совладельцем компании «КёнигТрейдИнвест» (эта фирма — резидент ОЭЗ в Калининграде, которая планировала построить в порту многофункциональный комплекс стоимостью 166 млн. рублей).

От Калининграда до Дубая

Информация о том, что «Сумма» и «Транснефть» хотят оформить раздел активов, появилась как раз накануне назначения Султана Батова генеральным директором порта. Предполагалось, что структуры Зиявудина Магомедова выкупят у госкомпании принадлежащие ей пакеты акций (а также долю в кипрском офшоре Novoport Holding Ltd.).

Теперь же в числе потенциальных покупателей доли «Транснефти», по словам собеседника телеканала «Дождь», оказался DP World — это одна из крупнейших на планете компаний, которая управляет терминалами в 55 морских торговых портах планеты (принадлежит правительству Объединенных Арабских Эмиратов).

НМТП принадлежит один из крупнейших в стране зерновых терминалов — Новороссийский зерновой терминал (второй — Новороссийский комбинат хлебопродуктов). НКХП, согласно ЕГРЮЛ, на 51% принадлежит государству в лице Росимущества, в оставшиеся 49% - некоему гражданину России.

По сообщениям в деловой прессе, владеют долями в акционерном капитале комбината крупнейший зерновой трейдер страны, «Объединенная зерновая компания» (ОЗК), а также группа «Сумма» Зиявудина Магомедова (через кипрский офшор Ivianto Services Ltd.). Причем ОЗК, как писал еще летом «Коммерсант», намерена консолидировать в своих руках все рассеянные сегодня по рукам частников акции (при этом контролирующим акционером все равно останется государство). В том числе и выкупить долю, принадлежащую группе «Сумма» (которая, в свою очередь, будет вынуждена отказаться от идеи консолидации акций НМТП).

15 июня на комбинате сменился генеральный директор — на место проработавшего два с лишним года Алексея Черемичко пришел Олег Молибога, который имеет опыт работы в аппарате Совета Федерации. Кроме того, сейчас в акционерном обществе формируется новый совет директоров (он должен быть избран на внеочередном заседании 7 ноября).

«Малые» порты завоевывают рынок

По данным аналитического агентства «Зерно онлайн», отгрузки зерна через морской порт Новороссийска в этом году оказались значительно меньше, чем в прошлом. За последние пять месяцев в порту на экспорт (по дате отправления) было отгружено 2,4 млн. тонн зерна — это примерно на 200 тысяч меньше, чем было в аналогичном периоде 2015 года. И это, кстати, при том, что в этом году урожай зерновых на Юге России оказался рекордным, после чего эксперты наперебой грезили и о грядущих рекордах экспортных поставок. Но, как видно, все не столь радужно…

Основные направления экспорта пшеницы, кукурузы и ячменя — это страны Азии, Африки и Ближнего Востока, и в первую очередь Египет (на него приходится почти треть зерновых). Также в числе получателей российского зерна: ЮАР, Израиль, Ливия, Ливан, Йемен, Танзания, Мозамбик, Мексика, Нигерия, Малайзия, Филиппины, Сьерра-Леоне, Саудовская Аравия, Катар, Бангладеш, Турция, Судан.

Читайте по теме

Почему же вдруг все эти страны дружно отказались кушать российский хлеб? Основные причины — макроэкономические, а именно, снижение стоимости зерна (в сравнении с прошлым годом). То есть трейдеры сегодня заняли выжидательную позицию в надежде на повышение цен.

Сдерживающий фактор — это еще и ограниченность транспортной системы Новороссийска: на пределе находится пропускная способность железнодорожного и автомобильного узла. А в перспективе будет только хуже: учитывая стремительное развитие НМТП (кстати, сегодня в порту и так дефицит запаса свободных мощностей по всем основным видам сухих грузов).

Впрочем, стоит помнить, что конкуренция между «зерновыми» портами на Юге России быстро растет: специализированные терминалы строятся в порту Тамань (в частности, «Объединенная транспортно-экспедиционная компания» возводит терминал на 35 млн. тонн грузов в год), расширяются мощности в «малых» портах Азовского моря.

Увеличена мощность и новейшего зернового терминала в порту Кавказ (он принадлежит компаниям Kernel и Glencore), который теперь может обрабатывать до 5 млн. тонн сухих грузов в год. В самом Новороссийске реконструирован глубоководный зерновой терминал, принадлежащий ОАО «Стройкомплект» (мощностью 3,5 млн. тонн).

Так прольется ли золотой дождь?!

На конкурентоспособность российского зерна влияет и постоянное удорожание его транспортировки: каждый год индексируются тарифы естественных монополий (таких как РЖД и «Транснефть»), дорожает и автомобильная доставка (в том числе за счет введения системы «Платон»).

Серьезным конкурентом российского зерна в ближайшее время будет украинское: скоро официальный Киев разрешит выращивать ГМО-растения (в том числе пшеницу), что приведет к резкому росту собираемости урожая.

Но все же главными рисками для развития «зерновых» портов видятся сугубо экономические. Стоит напомнить, что с февраля по май прошлого года в России действовала «заградительная» пошлина на отечественное зерно. Это привело к резкому сокращению закупочных цен у товаропроизводителей. Если подобная ситуация повторится, то с учетом роста стоимости энергоресурсов и кредитов аграрии будут вынуждены резко сокращать размеры посевных площадей. И уже тогда мечтать ни о каких рекордах не придется вовсе!

Но на «заградительные» меры может решиться не только России, а другие страны, которые сегодня импортируют наше зерно. Западные партнеры уже не раз прозрачно намекали: под санкции могут попасть даже крупнейшие зерновые трейдеры (скажем, ОЗК), если продолжит товарные интервенции в Крыму, который США и Евросоюз продолжают считать «оккупированным». А если кризис в отношениях Запада и России продолжится, то, чего доброго, в нашей стране могут и вовсе отказаться от деятельности международные зерновые компании.

Читайте по теме

Рынок настолько чувствительный, что на нем отражаются кадровые, экологические, правовые проблемы… Взять хотя бы недавние изменения в Налоговом кодексе, которые касаются применения НДС: его ставка будет равна 0% при транспортировке зерна до трюма судна. Правда, вопрос этот еще недостаточно конкретизирован, да и отсутствует единообразная судебная практика (доказывать правомерность использования льготной ставки приходится через суд).

В общем, одного лишь рекордного урожая зерна на Ставрополье, Дону или Кубани недостаточно, чтобы на нашу страну пролился золотой дождь — и не нефтяных, а «пшеничных» долларов". Важно, чтобы сумели договориться между собой олигархи и государственные управленцы, контролирующие транспортную и портовую инфраструктуру на Юге России (это в том числе структуры Росавтодора, РЖД, «Транснефти»). А для этого должны быть абсолютно прозрачные правила экономической игры, которые не меняются сиюминутно, в угоду политическим интересам. Перефразируя известное выражение, можно сказать: экспорт не терпит суеты…

Популярное в сети
Цитаты
Алексей Кротов

Почетный строитель города Москвы, член Союза архитекторов России

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье