На кого прольется золотой дождь из «пшеничных долларов»

Судьба рекордного урожая на Юге страны — в руках нескольких человек

  
2953
На кого прольется золотой дождь из «пшеничных долларов»
Фото: ZUMAPRESS/Global Look Press

Отгрузки зерна в портах Новороссийска за последние полгода оказались на 10% меньше, чем годом ранее. И это на фоне рекордной урожайности на Юге России, после которой эксперты обещали «золотой дождь» из экспортных долларов. Почему он не пролился, разбиралась «СП-Юг».

И в Новороссийск — через офшоры?

Телеканал «Дождь» со ссылкой на неназванный источник сообщил о планах государственной компании «Транснефть» продать свою долю в акционерном обществе «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП).

Сейчас «Транснефть» напрямую владеет 10,52% общества (через дочернюю компанию «Транснефть-сервис»), кроме того, монополия на паритетных началах с группой «Сумма» Зиявудина Магомедова владеет 50,1% акций через кипрский офшор Novoport Holding Ltd. Третьим крупнейшим акционером порта является государство в лице Росимущества (его доля составляет 20%).

Уставный капитал акционерного общества, согласно ЕГРЮЛ, составляет 192,6 млн. рублей. В августе 2014 года генеральным директором предприятия стал Султан Батов, кандидатуру которого выдвинула именно группа «Сумма». Ранее он занимался бизнесом в Кабардино-Балкарии, где был совладельцем двух пищевых предприятий — Нальчикского мукомольного завода и Чегемского пищевого комбината (сейчас оба обанкротились).

Читайте по теме

Затем Батов переехал в Калининградскую область, где возглавил стивидорную компанию, занимавшуюся перевалкой грузов в порту Балтийска (она также являлась дочерней структурой НМТП). Кроме того, в Калининградской области Батов вместе с другим предпринимателем из Кабардино-Балкарии Азаматом Табуховым был совладельцем компании «КёнигТрейдИнвест» (эта фирма — резидент ОЭЗ в Калининграде, которая планировала построить в порту многофункциональный комплекс стоимостью 166 млн. рублей).

От Калининграда до Дубая

Информация о том, что «Сумма» и «Транснефть» хотят оформить раздел активов, появилась как раз накануне назначения Султана Батова генеральным директором порта. Предполагалось, что структуры Зиявудина Магомедова выкупят у госкомпании принадлежащие ей пакеты акций (а также долю в кипрском офшоре Novoport Holding Ltd.).

Теперь же в числе потенциальных покупателей доли «Транснефти», по словам собеседника телеканала «Дождь», оказался DP World — это одна из крупнейших на планете компаний, которая управляет терминалами в 55 морских торговых портах планеты (принадлежит правительству Объединенных Арабских Эмиратов).

НМТП принадлежит один из крупнейших в стране зерновых терминалов — Новороссийский зерновой терминал (второй — Новороссийский комбинат хлебопродуктов). НКХП, согласно ЕГРЮЛ, на 51% принадлежит государству в лице Росимущества, в оставшиеся 49% - некоему гражданину России.

По сообщениям в деловой прессе, владеют долями в акционерном капитале комбината крупнейший зерновой трейдер страны, «Объединенная зерновая компания» (ОЗК), а также группа «Сумма» Зиявудина Магомедова (через кипрский офшор Ivianto Services Ltd.). Причем ОЗК, как писал еще летом «Коммерсант», намерена консолидировать в своих руках все рассеянные сегодня по рукам частников акции (при этом контролирующим акционером все равно останется государство). В том числе и выкупить долю, принадлежащую группе «Сумма» (которая, в свою очередь, будет вынуждена отказаться от идеи консолидации акций НМТП).

15 июня на комбинате сменился генеральный директор — на место проработавшего два с лишним года Алексея Черемичко пришел Олег Молибога, который имеет опыт работы в аппарате Совета Федерации. Кроме того, сейчас в акционерном обществе формируется новый совет директоров (он должен быть избран на внеочередном заседании 7 ноября).

«Малые» порты завоевывают рынок

По данным аналитического агентства «Зерно онлайн», отгрузки зерна через морской порт Новороссийска в этом году оказались значительно меньше, чем в прошлом. За последние пять месяцев в порту на экспорт (по дате отправления) было отгружено 2,4 млн. тонн зерна — это примерно на 200 тысяч меньше, чем было в аналогичном периоде 2015 года. И это, кстати, при том, что в этом году урожай зерновых на Юге России оказался рекордным, после чего эксперты наперебой грезили и о грядущих рекордах экспортных поставок. Но, как видно, все не столь радужно…

Основные направления экспорта пшеницы, кукурузы и ячменя — это страны Азии, Африки и Ближнего Востока, и в первую очередь Египет (на него приходится почти треть зерновых). Также в числе получателей российского зерна: ЮАР, Израиль, Ливия, Ливан, Йемен, Танзания, Мозамбик, Мексика, Нигерия, Малайзия, Филиппины, Сьерра-Леоне, Саудовская Аравия, Катар, Бангладеш, Турция, Судан.

Читайте по теме

Почему же вдруг все эти страны дружно отказались кушать российский хлеб? Основные причины — макроэкономические, а именно, снижение стоимости зерна (в сравнении с прошлым годом). То есть трейдеры сегодня заняли выжидательную позицию в надежде на повышение цен.

Сдерживающий фактор — это еще и ограниченность транспортной системы Новороссийска: на пределе находится пропускная способность железнодорожного и автомобильного узла. А в перспективе будет только хуже: учитывая стремительное развитие НМТП (кстати, сегодня в порту и так дефицит запаса свободных мощностей по всем основным видам сухих грузов).

Впрочем, стоит помнить, что конкуренция между «зерновыми» портами на Юге России быстро растет: специализированные терминалы строятся в порту Тамань (в частности, «Объединенная транспортно-экспедиционная компания» возводит терминал на 35 млн. тонн грузов в год), расширяются мощности в «малых» портах Азовского моря.

Увеличена мощность и новейшего зернового терминала в порту Кавказ (он принадлежит компаниям Kernel и Glencore), который теперь может обрабатывать до 5 млн. тонн сухих грузов в год. В самом Новороссийске реконструирован глубоководный зерновой терминал, принадлежащий ОАО «Стройкомплект» (мощностью 3,5 млн. тонн).

Так прольется ли золотой дождь?!

На конкурентоспособность российского зерна влияет и постоянное удорожание его транспортировки: каждый год индексируются тарифы естественных монополий (таких как РЖД и «Транснефть»), дорожает и автомобильная доставка (в том числе за счет введения системы «Платон»).

Серьезным конкурентом российского зерна в ближайшее время будет украинское: скоро официальный Киев разрешит выращивать ГМО-растения (в том числе пшеницу), что приведет к резкому росту собираемости урожая.

Но все же главными рисками для развития «зерновых» портов видятся сугубо экономические. Стоит напомнить, что с февраля по май прошлого года в России действовала «заградительная» пошлина на отечественное зерно. Это привело к резкому сокращению закупочных цен у товаропроизводителей. Если подобная ситуация повторится, то с учетом роста стоимости энергоресурсов и кредитов аграрии будут вынуждены резко сокращать размеры посевных площадей. И уже тогда мечтать ни о каких рекордах не придется вовсе!

Но на «заградительные» меры может решиться не только России, а другие страны, которые сегодня импортируют наше зерно. Западные партнеры уже не раз прозрачно намекали: под санкции могут попасть даже крупнейшие зерновые трейдеры (скажем, ОЗК), если продолжит товарные интервенции в Крыму, который США и Евросоюз продолжают считать «оккупированным». А если кризис в отношениях Запада и России продолжится, то, чего доброго, в нашей стране могут и вовсе отказаться от деятельности международные зерновые компании.

Читайте по теме

Рынок настолько чувствительный, что на нем отражаются кадровые, экологические, правовые проблемы… Взять хотя бы недавние изменения в Налоговом кодексе, которые касаются применения НДС: его ставка будет равна 0% при транспортировке зерна до трюма судна. Правда, вопрос этот еще недостаточно конкретизирован, да и отсутствует единообразная судебная практика (доказывать правомерность использования льготной ставки приходится через суд).

В общем, одного лишь рекордного урожая зерна на Ставрополье, Дону или Кубани недостаточно, чтобы на нашу страну пролился золотой дождь — и не нефтяных, а «пшеничных» долларов". Важно, чтобы сумели договориться между собой олигархи и государственные управленцы, контролирующие транспортную и портовую инфраструктуру на Юге России (это в том числе структуры Росавтодора, РЖД, «Транснефти»). А для этого должны быть абсолютно прозрачные правила экономической игры, которые не меняются сиюминутно, в угоду политическим интересам. Перефразируя известное выражение, можно сказать: экспорт не терпит суеты…

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье