18+
пятница, 21 сентября

Почему россияне с пива перешли на водку

Повышению градуса у пьющих есть несколько объяснений

  
3040
Почему россияне с пива перешли на водку
Фото: Sergey Kovalev/Global Look Press

Поизводители российского пива жалуются на снижение объемов продаж. За первое полугодие 2015 года продажи на рынке пивоваренной продукции в России сократились на 9%. В этом году ситуация несколько лучше — пока снижение объемов продаж наблюдается лишь на 1,5%. Но пивовары все равно недовольны. Это вполне понятно — некогда прибыльная отрасль перестает приносить серьезные доходы. Кстати, страдает от этого и государственный, и региональный бюджеты.

Область теряет миллиарды рублей

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Светлана Абдулазизова отмечает, что снижение продаж пива плохо сказывается и в целом на донской экономике. За несколько лет доходы регионального бюджета от акцизов на пивоваренную продукцию сократились на 2 миллиарда рублей. Сейчас они составляют всего пять миллиардов рублей в год, а еще недавно было семь.

Особенно страдают от падения продаж известные пивоваренные компании, сотрудничающие с крупными магазинами. Им приходится тяжелее всего — ведь в последние годы появилось много точек по продаже разливного пива, в том числе и производимого небольшими пивоварнями. Многие потребители убеждены, что такое пиво по своим вкусовым качествам куда лучше, чем продукция крупных компаний.

Но гораздо более значимая причина падения спроса на продукцию пивоваренных компаний — переход многих граждан с пива на более крепкие алкогольные напитки. Рост цен на пиво вызвал отказ части потребителей от этого алкогольного напитка в пользу водки и другого крепкого алкоголя. Пить россияне стали крепче. Сейчас среднестатистическому пьющему гражданину проще взять бутылку водки за 200 рублей, чем бутылку пива за 50. Бюджетная водка по 185 рублей стала лидером российского рынка алкогольной продукции и по итогам 2015 года заняла 18,4% от общего объема продаж.

Можно ли закрыть рынок «палёнки»?

Общее подорожание алкоголя вызвало отток малообеспеченных потребителей в теневую сферу. Опять получил широкую популярность контрафактный и «палёный» алкоголь, всевозможные спиртные напитки домашнего производства. Дешевая водка производится из дешевого спирта, разливается на ликеро-водочных заводах в ряде республик Северного Кавказа, откуда развозится по России. Так, крупнейший случай уклонения от акциза имел место в Кабардино-Балкарии. Здесь было возбуждено уголовное дело против руководителей семи крупных водочных заводов республики, которые не заплатили налогов на сумму в 24 млрд. рублей. Для сравнения — годовой бюджет этой северокавказской республики составляет 27 млрд. рублей. Налоговикам удалось взыскать только 1,87 млрд. рублей.

Хотя правоохранительные органы в меру сил пытаются бороться с оборотом «паленого» алкоголя, надо признать, что победить самогонщиков и спиртоторговцев у них пока не получается. Правда, мероприятия по их выявлению проводятся регулярно. К примеру, в июне ФСБ «накрыла» цех по производству контрафактной водки в поселке Красный Колос Ростовской области. Здесь обнаружили 10 цистерн со спиртом, а 40 тысяч бутылок водки ожидали распределения по торговым точкам. О ситуации в Кабардино-Балкарии министр финансов России Антон Силуанов в начале 2016 года докладывал лично президенту страны Владимиру Путину.

Проверкой кабардино-балкарских водочных заводов занялась Федеральная служба безопасности. У трех заводов отозвали лицензии на производство алкоголя. Но, тем не менее, эксперты уверяют, что алкогольная отрасль в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии приносит миллиардные доходы, поэтому вряд ли стоит ожидать, что в ближайшее время удастся добиться легализации или ликвидации большей части алкогольного бизнеса этих республик.

Кто-то перешел на «боярышник», а кто-то — на виски

В разных социальных слоях российского населения спросом пользуются алкогольные продукты разного качества. Так, маргинальные категории населения перешли на спиртосодержащие настойки, широкий выбор которых представлен в аптеках. Несмотря на то, что вопрос о свободной продаже спиртосодержащих настоек неоднократно поднимался общественностью, практически никаких реальных шагов в его решении не наблюдается.

С другой стороны, в обеспеченных слоях населения стало модным выпить после трудового дня не бутылку пива, а бокал виски или рюмку-другую коньяка. Постепенно эта мода распространилась и среди «базового слоя» россиян. Виски, бренди, коньяк, текила сегодня становятся все более популярными среди молодежи, в том числе и в составе коктейлей, которые заменяют собой более традиционное пиво в сегменте слабых алкогольных напитков.

С другой стороны, опасность представляют слабоалкогольные коктейли, продающиеся в банках практически в любом продовольственном магазине. Врачи-наркологи уверяют, что их употребление куда вреднее, чем употребление пива или водки, а год регулярного употребления таких коктейлей превращает молодого человека в законченного алкоголика.

Россия — не самая пьющая страна

Переход россиян с пива на водку не может радовать. Пивовары считают, что это не только приносит убытки их отрасли, но и создает угрозу здоровью и социальной безопасности российского общества. Только за весенние месяцы 2016 года производство водки в России выросло на треть — на 29−30%. Одновременно увеличилась и собираемость акцизных сборов с продажи крепкого алкоголя — на 17,4% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Кстати, Россия, несмотря на расхожие стереотипы, отнюдь не является самой пьющей страной мира. По итогам 2015 года был составлен рейтинг стран по уровню потребления алкоголя. Первое место заняла Беларусь, на втором оказалась Украина, а третье досталось Эстонии. Четвертое и пятое места занимают Чехия и Литва, и лишь на шестом месте находится Россия. Правда, следует отметить, что в Чехии употребляют в основном пиво, тогда как в России наиболее употребляемый алкогольный напиток — водка.

Уже который год российские власти пытаются снизить масштабы потребления алкоголя в стране. Для этого был введен запрет на продажу алкоголя позже 23.00, устраиваются «трезвые дни», вроде Дня выпускника или 1 сентября. Но и эти меры, как свидетельствует практика, не приводят к желаемому «отрезвлению». Уровень потребления крепкого алкоголя по-прежнему остается крайне высоким. Поэтому очень важной задачей остается хотя бы перенаправление потребителей в сторону более безопасной акцизной продукции.

Популярное в сети
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье