Долгая дорога к Черному морю

А ведь более короткие пути к курортам Кубани есть, но только почему-то за них не могут взяться

  
4005
Виды Кубани
Виды Кубани (Фото: Виталий Тимкив/ТАСС)

Минувшим жарким летом автомобили заполонили подъезды к черноморским курортам Кубани. В этих автомобильных очередях фраза «эх, черт подери, эти дороги!» была самой мягкой среди тех, которыми обменивались по пути к морю водители и пассажиры. Главная пробка начиналась чуть ли не на выезде из Краснодара и заканчивалась на берегу Черного моря…
Понятно, что заторов добавляла реконструкция трассы, которую начали в разгар самого сезона и оползневые участки между Туапсе и Сочи. Делать было нечего — люди загорали еще до попадания на пляж. Понятно, что такого автостолпотворения не могли не заметить власти Краснодарского края. Под занавес сногсшибательного курортного сезона власти приняли долгожданное решение — выделить из бюджета Краснодарского края на капремонт участка автодороги Майкоп-Туапсе в Апшеронском районе 200 миллионов рублей. На эти деньги планируются ликвидировать оползни, провести инженерную защиту придорожной территории, отремонтировать водоотводы.

А что это собственно за забытая такая дорога? Как ни странно, это самый короткий путь к южной части Черноморского побережья Кубани — в Сочи и Туапсе. Длинна этой убитой трассы 142 километра. Если бы еще по ней могли передвигаться без риска оставить на дороге подвеску легковые машины! Этакая трасса Москва-Санкт-Петербург южного направления. Этот путепровод к морю проходит через республику Адыгея и всегда имел стратегическое значение.

Впервые получив массовый наплыв автотуристов на море в 2015-м году, об альтернативном пути к морю вспомнили, а теперь в администрации Краснодарского края и посчитали во что выльется реанимация «второго пути» к морю по автодороге Майкоп-Туапсе. Цифирь получилась не то чтобы не подъемная, но и не малая — 90 миллиардов рублей. Естественно, за получением таких денег придется бить челом к Федеральному дорожному агентству. Да и что-то мне подсказывает, что, если такие деньги раздобудут, новую старую дорогу назначат платной.

Как ни странно это звучит, но я почти уверен, что в этом конкретном случае, плата за проезд не вызовет больших волнений среди автотуристов. Получив «тепловые удары» на автоподступах к Черному морю в этом году, потенциальные курортники готовы были, кажется, платить любые деньги, чтобы сохранить хотя бы какие-то положительные эмоции по дороге к курортам. Словом, реконструкцию трассы Майком-Туапсе следует ожидать к курортному сезону 2017…

А теперь я раскрою страшную военную тайну. Не поверите, но в семидесятых годах прошлого века через Адыгею начали строить второй альтернативный въезд-выезд непосредственно в город-курорт Сочи и обратно! Трасса должна была пролегать через поселок Солохаул и вылетать из глубины гор в районе сочинского Дагомыса. Думаю, те кто пилил этим знойным летом в Сочи на своей машине, сразу поймет «разгрузочную» перспективность заезда в город-курорт с этого направления. Новая дорога пророчила самому Солохаулу славу Красной Поляны-2, в округе построили гостевые правительственные апартаменты, а окрестные горы имеют катабельные горнолыжные склоны, хотя чиновники в то время занимались в здешних краях не спортом, а охотой.

Проект второй дороги «в Сочи и обратно» казался настолько реальным, что у будущей дороги построили пятизвездный комплекс «Шахе». Казалось, транзитные машины вот-вот за бибикают, однако дорожно-строительное дело встало на месте вместе с началом перестройки. До Солохаула от Дагомыса автобан соорудили, но дотянуть его до Адыгеи не успели. Не смогли осилить всего каких-то 30 километров! Более того, новую планируемую дорогу успели нанести на стратегические карты. Был курьезный случай, когда в солохуальских краях заблудилась целая войсковая колонна, которая заехала в недостроенный тупик, пытаясь покинуть Сочи. Представляете, чего стоило развернуть обратно тяжелую военную технику на горном серпантине…

Похоже, губернатор Кубани Вениамин Кондратьев после «автопробочного» дорожного лета-2016 всерьез взялся за модернизацию путепроводов на морские курорты вверенного ему края. По-видимому, теперича и инвесторов на «оставшиеся» 30 километров новой-старой дороги к морю через Адыгею и сочинский Солохаул, можно будет соблазнить, предварительно оговорив, что достроенная дорога может стать платной. На этом пути туристы будут экономить время, но тратить деньги на проезд. Естественно, сохранится и неоплачиваемый путь к морю через Краснодар и Горячий Ключ, где деньги можно сэкономить, но потратить время. Ну а выбор между деньгами и временем сделают сами туристы, тем более, что дешевых чартеров, как в Турцию, на наши курортные берега никто не обещает и обещать, похоже, не собирается…

Популярное в сети
Цитаты
Алексей Кротов

Почетный строитель города Москвы, член Союза архитекторов России

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье