Экономика

Место ростовской трагедии уйдет под застройку

Осваивать его возьмется известный олигарх Виктор Вексельберг

  
2212
Аэропорт Ростова-на-Дону
Аэропорт Ростова-на-Дону (Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС)

Одним из главных хитов российской экспозиции на ежегодной выставке недвижимости MIPIM, на днях прошедшей во французских Каннах, стал проект комплексной застройки территории пока еще действующего аэропорта в Ростове-на-Дону. После сдачи в эксплуатацию нового ростовского аэропорта «Южный», строительство которого сейчас ведет ГК «Ренова» миллиардера Виктора Вексельберга, нынешний аэропорт планируется передать девелоперам, и главным кандидатом на освоение нового строительного «пятна» является ГК «Кортрос» — одна из структур «Реновы». Считается, что именно это было ключевым условием согласия холдинга построить в Ростове крупный воздушный хаб, однако даже предварительная стоимость мегапроекта пока не названа.

Высотки вместо самолетов

«На MIPIM мы приезжаем презентовать уникальные проекты, почти не имеющие аналогов в Европе. Таким, безусловно, является проект реконструкции аэропорта в Ростове», — заявил президент ГК «Кортрос» Вениамин Голубицкий в ходе крупнейшего европейского форума недвижимости. Проект комплексной жилой застройки территории действующего аэропорта в Ростове-на-Дону был разработан французским архитектурным бюро Антони Бешу, который ранее уже сотрудничал с ГК «Кортрос» в рамках проекта ЖК «Гулливер» в Перми (будет сдан в эксплуатацию уже в 2017 году).

Стиль, в котором работает Бешу, носит название «эко-урбанизм» и полностью соответствует одному из ключевых современных трендов мирового градостроительства, который сейчас пытаются усвоить отечественные девелоперы. «Россия-2016: инновационный вектор в развитии городов» — так называлась одна из сессий MIPIM, которую открывало выступление министра строительства и ЖКХ РФ Михаила Меня.

Застройка территории ростовского аэропорта площадью 265 га может стать одним из крупнейших девелоперских проектов на юге России. Предполагаемый объём жилой недвижимости составит 3,9 млн кв. м, что значительно больше того количества жилья, которое ежегодно сдается во всей Ростовской области (в 2015 году в регионе было введено в эксплуатацию 2,4 млн кв. м жилья). Кроме того, на территории бывшего аэропорта планируется построить большой объем социальной инфраструктуры: детские сады на 14 тысяч мест, школы на 25 тысяч мест, медицинские учреждения и т. д. В общей сложности новый район Ростова будет рассчитан на 140 тысяч жителей.

О том, что «Ренова» имеет серьезные виды на ростовский аэропорт, стало известно еще пять лет назад, когда холдинг Виктора Вексельберга выразил желание поучаствовать в проекте строительства в донском регионе нового международного аэропорта. На протяжении многих лет это начинание находилось в виртуальном состоянии, но с назначением губернатором Ростовской области Василия Голубева в 2010 году неожиданно обрело реальные черты. Одна из версий, почему так произошло — близость и Голубева, и Вексельберга к Дмитрию Медведеву, на тот момент президенту РФ.

Окончательное решение о строительстве нового ростовского аэропорта было принято после того, как Россия выиграла право на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года. Ростов-на-Дону вошел в число городов, где пройдут матчи мундиаля, однако действующий аэропорт может принимать далеко не все типы воздушных судов из-за ограничений по длине полосы, которые невозможно устранить (аэропорт находится в городской черте).

Читайте также

«Пятно» с непростой судьбой

До настоящего времени ни один крупный отечественный аэропорт еще не передавался под комплексную застройку. Однако в случае с «Реновой» произошло примечательное совпадение: с одной стороны, холдинг Виктора Вексельберга развивает собственное аропортовое направление (УК «Аэропорты регионов»), а с другой, имеет в своей структуре крупного девелопера жилой недвижимости. ГК «Кортрос» (ранее — «Ренова Строй Групп») известна в этом качестве давно: начав с крупного проекта микрорайона «Академический» в Екатеринбурге, рассчитанного на 325 тысяч человек, к настоящему времени группа управляет портфелем проектов в разных городах России общей площадью более 16 млн кв. м недвижимости.

Фоторепортаж: На месте крушения пассажирского самолета Boeing 737−800 авиакомпании Flydubai

В начале нынешнего десятилетия в Ростове-на-Дону был всего один крупный современный проект комплексного освоения территории (микрорайон «Ливенцовский»), а местные застройщики регулярно жаловались на отсутствие достаточного количества земли. С этой точки зрения, идея застроить территорию аэропорта после его закрытия выглядела крайне привлекательно, и власти Ростовской области не скрывали, что полностью ее поддерживают. «Я всем обещаю: когда аэропорт старый закроем, мы удивим весь мир и сделаем самую большую площадь в Европе — я имею в виду взлетно-посадочную полосу, 2,5 километра в длину и 25 метров в ширину. Разрушить не дам, это будет наше достояние», — заявил однажды глава администрации Ростова, а в недавнем прошлом вице-губернатор области Сергей Горбань.

Однако эти перспективы моментально вызвали противодействие ключевого акционера действующего аэропорта — ростовского бизнесмена Ивана Саввиди (ГК «Агроком»). Между ним и правительством Ростовской области, которое выступало в интересах «Реновы», развернулась длительная судебная тяжба за контроль над аэропортом, который в конечном итоге достался совместному предприятию, созданному донскими властями и холдингом Вексельберга. После этого дни действующего аэропорта фактически были сочтены.

В то же время делать какие-либо прогнозы относительно презентованного в Каннах проекта комплексного освоения территории аэропорта пока преждевременно. Даже приблизительный объем инвестиций в проект его инициатор не называет, равно как и ориентировочный период его реализации. «Сроки сдачи таких проектов исчисляются не годами, а даже десятилетиями» — говорит Илья Володько, генеральный директор краснодарской консалтинговой компании Macon Realty Group.

Читайте также

Многие представители ростовского архитектурного сообщества вообще оказались не готовы комментировать проект ГК «Кортрос», не имея перед глазами его детального описания. «Территория бывшего аэропорта в перспективе должна быть застроена. Вопрос в том — как, считает известный ростовский архитектор, профессор Южного федерального университета Сергей Алексеев. — К сожалению, я не знаком с представленным проектом застройки и с творчеством Антони Бешу. Но много хороших архитекторов есть и в Ростове, так что, с моей точки зрения, необходим открытый конкурс на застройку, как это принято в цивилизованном мире. Проработав пять лет заместителем главного архитектора города и главным художником, остаюсь убеждённым сторонником публичности и профессионализма. Но Ростов — такой город, в котором всё решает коррупционная составляющая или административный ресурс. Господин Горбань явно тяготеет к авторитаризму, поддержанному наглым пиаром Диброва. У нас уничтожен градосовет, который на протяжении 40 послевоенных лет показал свою эффективность, а теперь всё решает тишайший главный архитектор господин Дворников, а собственно архитекторы пребывают в неведении».

Как бы ни сложилась дальнейшая судьба территории ростовского аэропорта, последние годы его существования будут омрачены недавней трагедией — крушением «Боинга-737» авиакомпании FlyDubai, при котором погибли 62 человека. Василий Голубев уже поручил проработать вопрос установки мемориала в память о жертвах авиакатастрофы 19 марта на территории аэропорта, который может стать первой печальной достопримечательностью нового жилого района.

Популярное в сети
Цитаты
Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье