18+
вторник, 12 декабря
Экономика

Завод по сжиганию денег

Как выглядит кризисный вариант бюджета

  
1559
Завод по сжиганию денег

Даже в годину экономического кризиса власти Ставрополья пекутся об антитерроре: за счет сокращения многих госпрограмм более 90 млн рублей пойдет на установку «тревожных кнопок» в бюджетных учреждениях. Еще 22 миллиона исчезнут в топках Пятигорского мусоросжигательного завода.

Счетная палата указала на ошибки

Парламент Ставрополья утвердил «антикризисные» поправки в бюджет 2015 года, а также поправки в закон «О межбюджетных отношениях», внесенные губернатором Владимиром Владимировым. В частности предлагается наделить новыми полномочиями правительство, которое будет ежегодно утверждать ряд программных документов: основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики (сроком на три года каждый), а также реестр источников доходов бюджета. Разрабатывать эти документы, в соответствие с новым законом, будет Минфин края, а затем и направлять на утверждение в правительство. В свою очередь, правительство обязано направлять их в краевую думу вместе с проектом трехлетнего бюджета.

Необходимость внесения таких поправок объясняют тем, что ранее были уточнены положения Бюджетного кодекса России. Впрочем, стоит напомнить, что недавно аудитор Счетной палаты России Татьяна Мануйлова приехала на Ставрополье с проверкой: ее интересовало, как власти разрабатывают и реализуют региональный бюджет. Одно из замечаний Мануйловой, которая она озвучила на коллегии Счетной палаты, — подходы к долговой политике на Ставрополье изложены очень скудно, в виде раздела в постановлении правительства края «Основные направления бюджетной и налоговой политики». Между тем, даже правительство России обязывает региональные власти принимать такой документ как самостоятельный и стратегический (проверка проводилась еще до того, как грянул экономический кризис, который еще более обострил проблемы региональных бюджетных долгов).

Кроме того, новые полномочия краевого правительства — устанавливать нормативы отчислений доходов в бюджеты сельских поселений от федеральных налогов и сборов (в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: УСН и ЕНВД).

Еще одно изменение коснется порядка распределения трансфертов из краевого бюджета между муниципалитетами. Суть их в следующем — изменить баланс между дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности и бюджетной сбалансированности (это, по сути, материальная помощь нуждающимся, чтобы у поселений не было слишком большого бюджетного дефицита — а значит, и долгов) и субсидиями (выделяются под реализацию конкретных проектов, как правило, на условиях софинансирования из бюджетов разных уровней).

Все это объясняется тем, что сейчас на Ставрополье полным ходом идет муниципальная реформа, в ходе которой перераспределяют полномочия (а вместе с ними и бюджетные доходы) между уровнями местного самоуправления — поселениями и районами («СП-Юг» писала об этом в статье «Как Ставрополье лишили выборов»).

Сверлите дырочки на поясе…

Какие же изменения краевые депутаты безропотно внесли в бюджет-2015? «Одна из главных задач власти при неблагоприятном изменении экономической ситуации — это обеспечение социальной стабильности. Поэтому не приостановлены следующие виды расходов: заработная плата работников, социальные выплаты населению, обеспечение работы государственных учреждений бюджетной сферы, льготное лекарственное обеспечение, нецелевая финансовая помощь муниципалитетам. Также в полном объеме сохранены расходы, необходимые для проведения мероприятий в связи с 70-летием Великой Победы: ремонт госпиталя ветеранов, ремонт жилья участникам войны и вдовам погибших, реставрация памятников и воинских захоронений», — доложила вице-премьер краевого правительства, министр финансов Лариса Калинченко.

Но все равно часть расходов пришлось сократить, во исполнение требования Москвы о 5%-ной бюджетной экономии для регионов. Кроме того, по прогнозам, краевой бюджет в нынешнем году недополучит почти 4 млн. рублей налогов. Поэтому и пришлось сократить лимиты бюджетных обязательств (то есть право ведомств на заключение госконтрактов) на сумму почти 4,9 млрд рублей.

В то же время немного подросли и доходы. Так, на 416 млн рублей должна вырасти собираемость акцизов за счет увеличения ставок (по дизтопливу и бензину 5-го класса) и еще 217 миллионов составила дополнительная финансовая помощь из на поддержку сельскохозяйственного производства.

По словам Калинченко, по итогам прошлого года, даже несмотря на общий рост налоговых поступлений, 20 муниципалитетов Ставрополья оказались в бюджетном «минусе». Поэтому в нынешнем от местных чиновников потребуется максимальная экономия, вести мониторинг доходных поступлений (в первую очередь по самым крупным налогоплательщикам), а также активнее работать по легализации заработной платы и объектов налогообложения.

Краевое правительство, в свою очередь, как доложила Лариса Калинченко, несмотря на тяжелую ситуацию выделяет дополнительные средства на антикризисные меры: например, почти 6 млн рублей потребуется на временную занятость населения. Также в новом варианте бюджета-2015 заложены госгарантии двум крупным предприятиям, которые реализуют инвестпроекты: это «Плоды Ставрополья» (закладывает яблоневые сады) и «Агро-плюс» (производит мясо индейки).

53 миллиарда должников

Как рассказала депутатам, представляя новый вариант бюджета-2015, Лариса Калинченко, правительство оставляет за собой время для мониторинга ситуации. В начале второго полугодия Минфин оценит, насколько тяжел на Ставрополье оказался кризис, и тогда будет принимать окончательное решение о финансировании непервоочередных для региона расходов.

Это те самые «замороженные» лимиты бюджетных обязательств, о которых говорилось выше: а приостановить их нужно, чтобы уже сейчас можно было гарантировано обеспечить выплату зарплаты бюджетникам, социальных пособий, а также содержание казенных учреждений, финансирование госдолга и дотирование муниципалитетов.

Помимо этого в новом бюджете будут всерьез перераспределены средства между разными статьями. Например, на строительство новых детсадов выделят меньше на 318 млн рублей (Москва не будет софинансировать объекты, которые начинают возводить «с нуля»), зато дополнительно 400 миллионов пойдет на замену оконных блоков в ссузах, школах и детсадах. Еще дополнительно 42,5 млн рублей выделят на капремонт комплексной ДЮСШ в Ставрополе.

На 54 миллиона меньше выделят на предоставление коммунальных субсидий для малоимущих, но эту же сумму направят на региональный «материнский капитал» (пособие при рождении третьего ребенка).

Дополнительно 22 млн рублей «проест» Пятигорский мусоросжигательный завод — это планово убыточное предприятие, которое субсидируется из бюджета. Зато на 27 миллионов меньше потратят на санитарную охрану Сенгилеевского водохранилища.

На 92 миллиона больше потребует борьба с терроризмом — это деньги, собранные по копеечке за счет сокращения других краевых программ. Пустят их на оснащение бюджетных учреждений «тревожными кнопками».

В общем, перечислять такие «косметические» изменения бюджета можно долга. Суть же в следующей цифре — предельный объем государственного долга Ставропольского края к концу года составит почти 41 млрд рублей, а через два года — 53 миллиарда. Только в этом году регион в этом году недосчитается 4 млрд. рублей налогов. И это оптимистичный сценарий…

Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье