Экономика

Города Юга затягивают пояса

Кому в кризис придется тяжелее всего

  
1250
Города Юга затягивают пояса

В важнейших городах Юга России обсуждаются бюджеты на наступающий 2015 год и плановые бюджеты на 2016−2017 гг. Это очень значимый вопрос и для государственных, и коммерческих учреждений, и для простых горожан. Ведь современные городские бюджеты утверждаются с учетом экономических проблем, с которыми сегодня сталкивается вся страна. Муниципальным властям приходится приспосабливать расходные статьи бюджетов к изменившимся экономическим обстоятельствам.

В Ростове бюджет сократят на три миллиарда

Так, в Ростове-на-Дону расходы городского бюджета на 2015 год урезаны с 28,98 млрд руб. до 26,57 млрд руб. Связано это с сокращением планируемой доходной статьи городского бюджета — с 29,79 млрд руб., как планировалось ранее, до 26,93 млрд руб., в настоящей версии бюджета. Сокращение бюджета на три миллиарда рублей связано с неблагоприятными социально-экономическими тенденциями последних месяцев. Доллар стремительно дорожает, нефть дешевеет, это отражается и на всех без исключения отраслях российской экономики — как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Между тем, чтобы Ростов-на-Дону пока не столкнулся с серьезными финансовыми проблемами и их не ощутили на себе учреждения и проекты, финансируемые из городской казны. И все же для пополнения бюджета неизбежно придется прибегать к кредитованию. Результатом кредитования, по мнению руководителя городского казначейства Андрея Максимова станет рост муниципального долга. Ростов может задолжать весьма крупные суммы — к 1 января 2016 года его долг может составить 2 млрд. 146 млн. руб, через год — 3 млрд. 101 млн руб., в 2018 г. — 3 млрд. 986 млн руб. Однако это — суровая неизбежность. В противном случае, городской бюджет не сможет исполнять свои расходные обязательства и это приведет к негативным последствиям для всех отраслей городского хозяйства.

Вместе с тем, глава городской администрации Сергей Горбань заверил, что бюджет города останется социально ориентированным и муниципальные власти выполнят все расходные обещания перед горожанами и организациями.

На Кубани денег меньше?

В соседнем Краснодаре дела обстоят также не очень радужно. Бюджет формируется с учетом социально-экономических реалий города и края и немного уступает по сумме планируемых средств ростовскому бюджету. Впрочем, Краснодар меньше Ростова и по численности населения. В результате проведенного обсуждения краснодарского бюджета запланировано, что доходы города в 2015 году составят 20,1 млрд руб. При этом из них 12,9 млрд руб. представлены средствами самого Краснодара и 7,2 млрд руб. — поступлениями из краевого бюджета на реализацию определенных программ. Расходная часть бюджета, в отличие от Ростова-на-Дону, превысит доходную часть и будет составлять 23,2 млрд руб. Однако, как и в Ростове-на-Дону, краснодарский городской бюджет остается социально ориентированным. На социальные нужды запланировано расходовать не менее 55% бюджетных средств. Несмотря на планируемый в 2015 году дефицит краснодарского бюджета в три миллиарда рублей, городские власти оптимистично рассчитывают, что в 2017 году им удастся сократить бюджетный дефицит в десять раз — до 0,3 млрд руб.

Волгоград: дела идут не очень

Еще хуже дела обстоят в легендарном городе-герое. Бюджет Волгограда значительно уступает не только ростовскому (более, чем на 10 млрд руб.), но и краснодарскому. Запланировано, что в 2015 году доходы волгоградского бюджета составят 15,2 млрд руб. При этом собственные доходы города планируются в размере 8,9 млрд руб., а 6,3 млрд руб. будет получено в качестве безвозмездных поступлений. Между тем, расходы волгоградского бюджета запланированы в размере 16,2 млрд руб., что превышает доходную часть, пусть и не столь ощутимо, как в Краснодаре. По Волгограду кризис ударил наиболее сильно, поскольку в 2015 году его бюджет сокращен на 10 млрд руб. по сравнению с 2014 годом. А здесь еще предстоит подготовка к чемпионату мира по футболу. Строительство стадиона планируется начать уже в декабре этого года, но кроме стадиона, город сам по себе нужно готовить к большому международному мероприятию, что также потребует средств.

Элиста беднее всех?

Самый маленький бюджет из столиц субъектов Южного Федерального округа — в Элисте. Элиста и сама — небольшой город, сравнивать ее с Ростовом или Краснодаром нельзя. Но сумма расходов, заложенная в бюджете на 2015 год, в любом случае очень мала. Она достигает лишь 1 млрд. 209 млн 619,5 тыс. руб. Хотя есть и хорошее — бюджет Элисты свободен от дефицита. Основная часть расходов уйдет на социальные нужды, также будет решаться проблема расселения семей, проживающих в аварийном и ветхом жилье. К сожалению, как отметил глава администрации Элисты Сергей Раров, средствами для строительства новых дорог в городе бюджет пока не обладает, поэтому муниципальные власти ограничатся ремонтом старых покрытий.

Астрахань богата, но с дефицитом

В Астрахани самый большой бюджет из городов, участвовавших в нашем обзоре. Запланировано, что в 2015 году доходы города составят не менее 35,8 млрд руб. Однако, расходная часть бюджета, как и в Краснодаре, превышает доходную практически на три миллиарда рублей и составляет 38,5 млрд руб. Астраханские власти рассчитывают в течение трех лет справиться с бюджетным дефицитом, для чего планируют усилить развитие добывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в городе, укрепить пищевые производства и судостроительную отрасль.

Таким образом, общее в бюджетной политике южнороссийских городов на 2015 год — сокращение доходных и расходных статей бюджета. В большинстве областных и краевых центров также наблюдается бюджетный дефицит, достигающий нескольких миллиардов рублей. Естественно, что сокращение бюджетов коснется и затрат на нужды развития городов, социальной инфраструктуры. В сложной ситуации оказывается и Ростов-на-Дону, несмотря на отсутствие дефицита бюджета. Ведь городу, во-первых, предстоит значительно благоустроиться в ожидании Чемпионата мира по футболу-2018. Во-вторых, в Ростове-на-Дону планируется именно в период ближайших двух-трех лет решить такие важнейшие вопросы транспортной инфраструктуры как «обновление» Ворошиловского моста через Дон и строительство долгожданного ростовского метро.

Фото: Сергей Шахиджанян/ Коммерсантъ

Популярное в сети
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье