18+
суббота, 16 декабря
Экономика

Самый дорогой бензин на Юге России?

И насколько еще могут подняться цены на горючее

  
1037
Самый дорогой бензин на Юге России?

В последние недели в России наблюдается рост цен на бензин. Повсеместно стоимость автозаправки меняется в большую сторону. Не стала исключением и Ростовская область. Цены на топливо здесь остаются крайне высокими по меркам страны, хотя и не самыми большими на Юге России. По последним данным, цены на бензин в Ростовской области все же ниже, чем в большинстве соседних субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Так, на 16 ноября 2014 г. средняя цена на бензин марки АИ 95 в области составляла 35,28 рублей за литр, на бензин марки АИ 92 — 32,68 рублей за литр. Дешевле дизельное топливо — в среднем литр ДТ обходится покупателю в 30,99 рублей. Примерно такие же цены и в Москве.

В соседнем Краснодарском крае литр АИ 95 обходится уже в среднем в 36,36 рублей (дороже более чем на рубль), литр АИ 92 — в 33,28 рублей за литр (дороже на 60 копеек), а ДТ — 31,81 рубль за литр (дороже на 82 копейки). Еще дороже бензин в Ставропольском крае, хотя в крае развита нефтеперерабатывающая промышленность. Здесь стоимость бензина выглядит следующим образом: за литр АИ 95 — 37,44 рубля за литр (разница с ростовскими ценами — в 2 рубля 16 копеек), за литр АИ 92 — 33,95 рублей за литр (дороже на 1 рубль 27 копеек), за дизельное топливо — 32,29 рублей за литр (дороже на 1 рубль 30 копеек). Дорожы цены только в Забайкалье.

На Северном Кавказе цены на бензин варьируют в зависимости от конкретной республики, но также не отличаются дешевизной. Если в Северной Осетии — Алании они сравнимы с ростовскими (35,39 руб. за АИ 95, 32,79 руб. за АИ 92, а по дизельному топливу даже ниже — 30,44 руб.), то в Адыгее и Дагестане значительно выше — в Адыгее 36,92 руб. за АИ95, 33,88 руб. за АИ 92, 32,87 руб. за ДТ; в Дагестане — 36,23 руб. за АИ 95, 34,33 руб. за АИ 92, 30,69 за ДТ.

Если сравнивать настоящие цены на бензин и дизельное топливо в Ростовской области с предыдущими показателями, то очевидно, что происходит неуклонный рост цен. Это очень беспокоит почти всех ростовчан и жителей области — и не только автовладельцев, число которых растет с каждым днем, но и «пешеходов», опасающихся пропорционального роста цен на транспортные перевозки. Люди задаются вопросом, почему в Российской Федерации, являющейся одним из крупнейших экспортеров нефти, такие высокие цены на топливо. Тем более, что в последние месяцы наблюдается снижение цен на нефть, из которой производят бензин, и, соответственно, по простой логике, должна снижаться и его стоимость. Ведь в других странах мира в случае снижения цен на нефть неизбежно следует и подешевение нефтепродуктов, в том числе бензина. Россия в данном случае оказывается исключением из правил — здесь цены на бензин растут, невзирая на цены на нефть.

По мнению экспертов, повышение цен на бензин связано с общей инфляцией в стране. Кроме того, нефтяные компании из-за снижения цен на нефть на мировом рынке терпят значительные убытки и повышают цены на топливо внутри страны, чтобы добиться хоть какой-то компенсации за понесенный ущерб. Об этой тенденции говорят многие известные российские экономисты, в том числе Михаил Делягин, который прямо обвиняет в происходящем повышении цен на бензин компании-монополисты на нефтяном рынке. Во-вторых, государство приступило к осуществлению налогового маневра, ориентированного на снижение пошлин на экспорт нефти и нефтяных продуктов и, одновременно, на повышение налога на добычу нефти и газового конденсата. Следствием этого тоже стал неизбежный рост цен на нефть на российском рынке, что и имеет за собой последствия в виде роста цен на бензин и другие нефтепродукты.

— Стоимость бензина определяется балансом спроса и предложения, убежден экономист Михаил Хазин, — поэтому пока россияне будут готовы покупать топливо по предлагаемой цене, компании будут заинтересованы и в ее постепенном повышении.

В то же время, очевидно, что государство должно занять более жесткую позицию в направлении регулирования цен на топливо на внутреннем рынке. Прежде всего, речь идет об антимонопольной деятельности по предотвращению искусственного повышения цен на бензин и другие виды топлива отечественными компаниями. Такая политика должна осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровне. Но и государственное регулирование цен на бензин не является абсолютной панацеей от его высокой стоимости — законы рынка диктуют свои правила, с которыми сложно поспорить даже командно-административными методами регулирования. Учитывая, что 14 ноября 2014 года, в рамках проведения вышеописанного налогового маневра, Государственная Дума РФ повысила акцизы на бензин и дизельное топливо, повышение цен на топливо будет происходить и далее. Вполне вероятно, что в 2015 году стоимость одного литра бензина будет составлять не менее 50 рублей. Такой прогноз дают экономисты.

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Популярное в сети
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье