Экономика

Самый дорогой бензин на Юге России?

И насколько еще могут подняться цены на горючее

  
1093
Самый дорогой бензин на Юге России?

В последние недели в России наблюдается рост цен на бензин. Повсеместно стоимость автозаправки меняется в большую сторону. Не стала исключением и Ростовская область. Цены на топливо здесь остаются крайне высокими по меркам страны, хотя и не самыми большими на Юге России. По последним данным, цены на бензин в Ростовской области все же ниже, чем в большинстве соседних субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Так, на 16 ноября 2014 г. средняя цена на бензин марки АИ 95 в области составляла 35,28 рублей за литр, на бензин марки АИ 92 — 32,68 рублей за литр. Дешевле дизельное топливо — в среднем литр ДТ обходится покупателю в 30,99 рублей. Примерно такие же цены и в Москве.

В соседнем Краснодарском крае литр АИ 95 обходится уже в среднем в 36,36 рублей (дороже более чем на рубль), литр АИ 92 — в 33,28 рублей за литр (дороже на 60 копеек), а ДТ — 31,81 рубль за литр (дороже на 82 копейки). Еще дороже бензин в Ставропольском крае, хотя в крае развита нефтеперерабатывающая промышленность. Здесь стоимость бензина выглядит следующим образом: за литр АИ 95 — 37,44 рубля за литр (разница с ростовскими ценами — в 2 рубля 16 копеек), за литр АИ 92 — 33,95 рублей за литр (дороже на 1 рубль 27 копеек), за дизельное топливо — 32,29 рублей за литр (дороже на 1 рубль 30 копеек). Дорожы цены только в Забайкалье.

На Северном Кавказе цены на бензин варьируют в зависимости от конкретной республики, но также не отличаются дешевизной. Если в Северной Осетии — Алании они сравнимы с ростовскими (35,39 руб. за АИ 95, 32,79 руб. за АИ 92, а по дизельному топливу даже ниже — 30,44 руб.), то в Адыгее и Дагестане значительно выше — в Адыгее 36,92 руб. за АИ95, 33,88 руб. за АИ 92, 32,87 руб. за ДТ; в Дагестане — 36,23 руб. за АИ 95, 34,33 руб. за АИ 92, 30,69 за ДТ.

Если сравнивать настоящие цены на бензин и дизельное топливо в Ростовской области с предыдущими показателями, то очевидно, что происходит неуклонный рост цен. Это очень беспокоит почти всех ростовчан и жителей области — и не только автовладельцев, число которых растет с каждым днем, но и «пешеходов», опасающихся пропорционального роста цен на транспортные перевозки. Люди задаются вопросом, почему в Российской Федерации, являющейся одним из крупнейших экспортеров нефти, такие высокие цены на топливо. Тем более, что в последние месяцы наблюдается снижение цен на нефть, из которой производят бензин, и, соответственно, по простой логике, должна снижаться и его стоимость. Ведь в других странах мира в случае снижения цен на нефть неизбежно следует и подешевение нефтепродуктов, в том числе бензина. Россия в данном случае оказывается исключением из правил — здесь цены на бензин растут, невзирая на цены на нефть.

По мнению экспертов, повышение цен на бензин связано с общей инфляцией в стране. Кроме того, нефтяные компании из-за снижения цен на нефть на мировом рынке терпят значительные убытки и повышают цены на топливо внутри страны, чтобы добиться хоть какой-то компенсации за понесенный ущерб. Об этой тенденции говорят многие известные российские экономисты, в том числе Михаил Делягин, который прямо обвиняет в происходящем повышении цен на бензин компании-монополисты на нефтяном рынке. Во-вторых, государство приступило к осуществлению налогового маневра, ориентированного на снижение пошлин на экспорт нефти и нефтяных продуктов и, одновременно, на повышение налога на добычу нефти и газового конденсата. Следствием этого тоже стал неизбежный рост цен на нефть на российском рынке, что и имеет за собой последствия в виде роста цен на бензин и другие нефтепродукты.

— Стоимость бензина определяется балансом спроса и предложения, убежден экономист Михаил Хазин, — поэтому пока россияне будут готовы покупать топливо по предлагаемой цене, компании будут заинтересованы и в ее постепенном повышении.

В то же время, очевидно, что государство должно занять более жесткую позицию в направлении регулирования цен на топливо на внутреннем рынке. Прежде всего, речь идет об антимонопольной деятельности по предотвращению искусственного повышения цен на бензин и другие виды топлива отечественными компаниями. Такая политика должна осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровне. Но и государственное регулирование цен на бензин не является абсолютной панацеей от его высокой стоимости — законы рынка диктуют свои правила, с которыми сложно поспорить даже командно-административными методами регулирования. Учитывая, что 14 ноября 2014 года, в рамках проведения вышеописанного налогового маневра, Государственная Дума РФ повысила акцизы на бензин и дизельное топливо, повышение цен на топливо будет происходить и далее. Вполне вероятно, что в 2015 году стоимость одного литра бензина будет составлять не менее 50 рублей. Такой прогноз дают экономисты.

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Популярное в сети
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье