18+
суббота, 15 декабря
Культура

Экспертные парадоксы большого кино

Руководство Минкультуры РФ изначально не верит в успех даже тех российских фильмов, которые становятся самыми кассовыми

  
242
Экспертные парадоксы большого кино

О проблемах финансирования производства фильмов говорили на завершающем круглом столе 25-го «Кинотавра». Что ни говори, а киноиндустрия — не только один из видов искусства, но и специфический бизнес. Он связан с художественным осмыслением действительности либо отдельных ситуаций, фактов, событий. Не зря в Советском Союзе кино было частью идеологической функции государства. Сейчас она ушла, и фильмы авторские, коммерческие и прочие претендуют на собственного зрителя, пробиваясь к нему далеко не всегда с легкостью.

Причем, несмотря на существующую в некоторых студиях собственную экспертизу, а также работу экспертного совета при министерстве культуры и Фонде кино, не существует четких критериев, по которым со стопроцентной уверенностью можно было бы отобрать успешный фильм. Его путевка в жизнь подписывается, скорее, интуитивно. И попадание в заветную десятку — часто дело случая. Хоть и существуют какие-то нормативы. Об этом шла речь на круглом столе «Экспертиза качества и конкурентоспособности отечественного кино» в рамках «Кинотавра».

Масштабная проблема современной российской киноиндустрии: катастрофическая нехватка оборотных средств. В результате — у студий нет денег содержать штат людей, которые комплексно занимались бы разработкой кинопроекта, дизайн-концепции, создание ажиотажа вокруг него. Речь о редакционном совете, экспертах, социологах, маркетологах.

— Все это делается на скорую руку, впопыхах, чтобы успеть подать заявку, а не вдумчиво, постоянно, — характеризует состояние отрасли журналист, член экспертного совета Фонда кино Иван Кудрявцев. — Поэтому эту функцию берет на себя сейчас коллективный продюсер в лице государства.

Экспертный совет Минкульта в случае соответствия проекта его требованиям, выделяет 1 млн. долларов, Фонд кино, по некоторым данным, может выделить большую сумму.

Правда, государство с переменным успехом являлось продюсером и в советские годы, когда у нас была развитая студийная система. В этой истории в изобилии хрестоматийные трагические и курьезные случаи, когда такая система давала сбои, талантливые фильмы десятилетиями лежали на полке.

— Думаю, рано или поздно аналоги экспертных советов, как при Минкульте и Фонде кино, появятся в каждой студии, когда они «нагуляют мускулатуру», — оптимистично смотрит в будущее эксперт.

Работу существующих экспертных советов режиссеры, продюсеры и прокатчики оценили неоднозначно, но сошлись во мнении, что в последние 2−3 года качество работы значительно улучшилось.

Вячеслав Тельнов, директор департамента кинематографии министерства культуры, сообщил, что за последние пару лет полностью обновился состав экспертного совета. Теперь там не только сценаристы и режиссеры, но и аналитики, прокатчики, продюсеры. То есть эксперты, представляющие все многообразные стороны производства кино.

— Недавно на совете обсуждалось, что к решению об отборе проекта необходимо дополнить отслеживание «траектории» существования фильма, какова его дальнейшая судьба, получил ли награды, то есть какой из этого решения получился результат, — сказал Тельнов.

Кинокритик Виктор Матизен убежден, что деятельность экспертных советов только мешает работать.

— Что хорошего сделали социально-психологический и военно-исторический советы, созданные при них? Вот Александра Миндадзе заставили, вопреки исторической правде, переделать сценарий своего фильма («Милый Ханс, дорогой Петр»).

И действительно, летом прошлого года инцидент с отказом в государственном софинансировании проекта Миндадзе вышел на международный уровень, так как фильм представляет собой копродукцию (совместное, в данном случае, российско-немецкое производство). После отказа Минкультуры в субсидиях под угрозой оказались договоренности продюсеров с немецкими инвесторами.

Третья полнометражная лента, которую известный сценарист выпустил в качестве режиссера, рассказывает о том, как в рамках предвоенного международного сотрудничества подружились советский и немецкий инженеры. Затем они становятся соперниками, а потом и вовсе оказываются по разные стороны баррикад в Великой Отечественной войне. Против авторской трактовки событий перед войной и высказались эксперты военно-исторического совета. По их мнению, Советский Союз и Германия на самом деле так плотно не сотрудничали в это время, в сложнейший исторический период, в 30-е годы. Миндадзе уверял, что фильм не о событиях, а о людях, и совет ошибается в своем мнении. В итоге Минкульт рекомендовал Фонду кино проект принять к рассмотрению. А для работы над ним привлечь дополнительно консультантов от Института всеобщей истории РАН и Военно-исторического общества для обеспечения достоверности исторических фактов.

— Я подумал, что, если бы чиновники от культуры объявились бы в министерстве несколько раньше, то смог бы родиться такой сериал, как «Штрафбат»? Или такой, как «Ликвидация»? И даже как-то тревожно стало за возможность появления на свет фильма Никиты Михалкова «Цитадель». Уж к ним-то претензий со стороны ученых историков было бы выше крыши, — заявил кинокритик Юрий Богомолов.

При всей неоднозначности деятельности экспертного совета вице-президент Академии российского телевидения, продюсер Игорь Мишин настроен довольно лояльно:

— Там могут быть и талантливые люди, но это люди, и они не застрахованы от ошибок. Зачастую качественные проекты не получают у них поддержки, а потом, бывает, фильм пробивается на фестивали, получает престижные премии.

Пример таких «экспертных осечек» привел Игорь Толстунов, продюсер, глава компании «Профит». В свое время экспертный совет при Минкульте не поддержал фильмы производства его компании «Все умрут, а я останусь», «Горько!».

— Какие сейчас кассовые сборы по ним, вы знаете, — добавил он. — Если вам отказали, но вы верите в свой проект, идите с ним до конца!

Участники отметили парадоксальную ситуацию, заключающуюся в том, что в состав экспертного совета входят люди, которые получают там деньги на свои проекты. Кроме того, претенденты представляют в экспертный совет некачественные документы, в которых, элементарно, не правильные расчеты.

— Ни один из фильмов «Кинотавра» не был бы сделан без господдержки, — подчеркнул президент фестиваля Александр Роднянский. — Ни один из них в коммерческой модели не существовал бы. Спасибо в этом смысле тем, кто помогает.

Впрочем, ошибаются и внутрикорпоративные экспертные советы, как стало ясно из сообщения представителя компании «Базилевс».

— Для жюри на питчингах нет четких критериев по отбору фильмов, ищут они кассовый или наиболее социально значимый фильм. В идеале оба критерия должны совпадать. Аналитический отдел нашей компании пришел к выводу, что фильм «Елки» не сможет собрать больше 5 млн. долларов. Результаты подтверждают обратное. Если бы проводилась стандартная экспертиза фильма «Горько!», он не был бы даже запущен в производство. Но мы пошли на эксперимент, запустили нечто неожиданное. Нужен простой, понятный всем способ, как отбирать фильмы, набор инструментария.

Не совсем ясно, насколько четкими критериями руководствовался экспертный совет при Минкульте, когда отобрал в этом году 80 кинопроектов. Все они разные — авторское и экспериментальное кино, мейнстрим, фестивальные фильмы. При этом Леонид Верещагин, возглавляющий экспертный совет при Фонде кино, считает, что на старте нет никакого деления на авторское и массовое кино.

Впрочем, несмотря на разброс мнений о критериях экспертизы отечественного кино на качество и конкурентоспособность, все же участники дискуссии в той или иной мере согласились с мнением Александра Роднянского. Он заявил, что надо определиться, по крайней мере, с двумя вещами.

— Так как кинематограф в Советском Союзе был функцией идеологии, в США — функцией бизнеса, то мы часто смотрим на факторы, не имеющие отношения к бизнесу — эта картина талантливая, тема важная и т. д. В отличие от американского режиссера, который говорит: «На это обязательно хорошо отреагируют люди на побережье». Поэтому нам надо определиться: говорим мы о кинематографе, как о функции бизнеса или как о функции идеологии.

Источник фото: сайт фестиваля kinotavr.ru.

Популярное в сети
Цитаты
Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье