18+
понедельник, 11 декабря
Культура

Не утешительные диагнозы российского кинорынка

Режиссеры, прокатчики, продюсеры на «Кинотавре» решали, как заставить отечественного зрителя смотреть фильмы на большом экране

  
291
Не утешительные диагнозы российского кинорынка

В советские времена все любили кино, важнейшее, по выражению Владимира Ильича Ленина, из искусств. В кинотеатры случалось самое настоящие паломничество — с другими-то способами приобщения к прекрасному было не густо. В кино назначали свидания, там знакомились, общались. Сейчас кинорежиссеры, продюсеры, прокатчики ломают голову, как завлечь зрителя в суперсовременные кинотеатры на российские фильмы.

— Кинотеатр перестал быть точкой коммуникаций, — уверен президент открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» Александр Роднянский.- Сегодня это место, куда приходят за большими эмоциональными впечатлениями, для коллективного просмотра. Поэтому там доминируют дорогие картины с большим количеством спецэффектов, снятые так, чтобы являться максимально зрелищным аттракционом.

Основу репертуарного плана кинотеатров всех стран мира составляют американский голливудский кинематограф, собственные комедии и несколько событийных фильмов, как собственного производства, так и иностранного.

— Сменилась модель потребления контента, из кинотеатра зритель переместился к малому экрану, — отмечает Роднянский. — И кинематографистам необходимо использовать возможности последнего.

— В российской киноиндустрии происходит мощная многомерная и многоплановая перезагрузка, — размышляет культуролог, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. — В итоге в 15-миллионной Москве невозможно продать несколько десятков тысяч билетов на фильмы-лауреаты Канн, Берлина, Венеции. Их аудитория исчезает с неимоверной скоростью.

— Кинотеатр сегодня стал самым дорогим способом коммуникаций, — отмечает режиссер Алексей Мизгирев.

Режиссеры бьют тревогу. Содержание телевидения совершенно неосмысленно при гигантских размерах его влияния. Современные исследования показывают безграмотность телевизионной публики, не различающей авторские и коммерческие кинофильмы, сериалы, ситкомы, скетчкомы, и огульно именующей их кино. Эта тенденция тем более тревожащая, что 93% населения России смотрят кино не менее 5 раз в неделю.

— Идет очень мощная системная мутация культурных моделей современного мира, — отмечает Дондурей. — Она влияет на нашу способность и желание считывать реальность тем или иным образом.

Поэтому неслучайно, что темой одного из круглых столов на 25 «Кинотавре» стало обсуждение актуальности российского кино. Режиссеры, кинокритики, люди, которые с кино на «ты», пытались не только определить эту категорию наиболее точно, но и прийти «к общему знаменателю» в понимании того, какие картины интересны зрителю.

— Российские режиссеры стараются отражать то, что видят вокруг себя, — уверен Жоэль Шапрон, отборщик Каннского кинофестиваля. — Могу составить целый список фильмов о коррупции, которые представлены на «Кинотавре». Это для вас актуально. Я не видел ни одной французской картины о коррупции. Я не говорю, что ее нет, наверно, это неактуально для французов.

Алексей Мизгирев, отмечая парадоксальность собственных взглядов на актуальность фильма, тем не менее, уверен, что при создании картины автор должен быть свободен от ожиданий публики, иначе это просто тупиковый путь.

— Автор должен быть повернут к зрителю лицом в смысле понимания того, что он делает, но должен быть свободен от ожиданий публики. Это парадоксально, но это срабатывает, — говорит он.

Опрос, проведенный ВЦИОМ, показал, что люди далеко не всегда интересуются современными темами. Например, более 90% проголосовали против создания фильма о событиях на Украине, присоединении Крыма к России.

— Аудитория не заинтересована в дискуссии на темы реальной жизни, — утверждает Александр Роднянский. — Если поднимем тему Крыма, то не успеем, так как настроения меняются в зависимости от политической конъюнктуры. А фильм выйдет через 2−3 года и окажется не к месту. Востребованы сильные человеческие истории с релевантными нам персонажами, в которых мы можем поверить, и которые нас цепляют, заставляют задумываться.

К таким можно отнести не обязательно новые картины. Это могут быть «Бриллиантовая рука», «Человек дождя», «Зеркало» и другое. Актуальный фильм для каждого человека — вопрос персонального выбора.

— Для каждого зрителя выбор свой, — констатирует глава аналитической компании «НЕВАФильм» Олег Березин. — И человек делает его, как показывает практика, редко в пользу кинотеатра. Чаще смотрит фильмы по ТВ. Оно меняется от доминирования федеральных каналов к развитию нишевых с собственной аудиторией. И уж тем более интернет — и видеосервисы основаны на персональном выборе. Это оптимальный способ коммуникации со зрителями в плане актуальности кино. Люди, скорее, воспользуются интернет, видеосервисом, и не пойдут в кинотеатр. Потому что не уверены, что одновременно 1000 зрителей в зале считают это кино таким же актуальным, как и они.

Однако если бы вопрос актуальности отечественного кино находился в плоскости востребованности его у зрителя, интереса аудитории к теме, — это еще полбеды. В реальности многие аспекты создания фильма — в неразрывной связи с его финансированием.

— Государство мощно «переобулось» в нежелание давать деньги под авторское кино, — говорит сценарист и кинорежиссер Борис Хлебников. — И если дает, то хочет иметь коммерческий продукт. Все самые крупные жанровые коммерческие фильмы, начиная с «Челюстей» и заканчивая «Звездными войнами», были про Вьетнам и являлись дискуссией отцов и детей. В рамках российских фильмов этого не происходит. А вот в Америке сериал «Родина» сейчас — мощнейший разговор с нацией, терапевтический «проговор» самой сильной, жесткой проблемы. Мне кажется, лет 10 у нас кино не будет никому нужно. А потом все вернется назад.

В общем, в условиях, когда российское общество, по словам Александра Роднянского, напоминает больного, который не обращается к врачу, кино переживает сложный период.

— Однако это не снимает ответственности с авторов, — резюмировал Роднянский.

Фото ИТАР-ТАСС/ Вячеслав Прокофьев

Популярное в сети
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье