18+
пятница, 18 августа
Культура

«Кинотавр» юбилейный

Сочи готовится к открытию 25-го форума отечественного кино

  
120
«Кинотавр» юбилейный

Программа смотра отечественного кино в этом году, как впрочем, и всегда, насыщенна. На профессиональной площадке — конкурсная программа из 14 фильмов в жанрах «кино для всех» и артхаус, 22 короткометражки, кинопоказ под открытым небом, а также круглые столы, мастер-классы, открытые лекции, встречи с режиссерами.

— В последние три года на конкурс «Кинотавра» присылают около 70 полнометражных лент. Короткометражных — около 300. Это очень много. Есть тенденция — тотальная феминизация кинематографа. Я не люблю выделять женщин в отдельное «гетто», но не могу не отметить, что их никогда не было так много. Впервые у нас в программе женщин-режиссеров будет больше половины. Женщинам есть, что сказать миру. У каждой свой взгляд, своя позиция, свой уникальный голос, — рассказала программный директор фестиваля Ситора Алиева.

Самая ожидаемая премьера «Кинотавра» — нашумевший фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева, представляющий в этом году Россию на 67-м Каннском международном кинофестивале. Право на прокат кино выкупили более чем 40 стран. В Сочи его покажут в авторской версии на закрытии кинофестиваля 8 июня с сохранением ненормативной лексики, несмотря на принятие в РФ закона о запрете нецензурных слов в произведениях искусства. Картина знаменитого российского режиссера — это авторская интерпретация истории библейского персонажа Иова, рассказанная на материале современной России. В фильме снялись Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, Анна Уколова и другие. В Каннах фильм получил приз «За лучший сценарий». Звягинцев в этом году возглавил жюри «Кинотавра».

В программе юбилейного фестиваля как всегда есть дебюты. Это Наталия Мещанинова с картиной «Комбинат надежды», Иван Твердовский с фильмом «Класс коррекции», Нигина Сайфуллаева — «Как меня зовут», «21 день» Тамары Дондурей. Будут и режиссеры с именем. Лауреаты «Кинотавра» Светлана Проскурина с фильмом «До свидания, мама», Анна Меликян с фильмом «Звезда», призер Роттердама Оксана Бычкова вынесет на суд зрителей фильм «Еще один год».

Но это для избранных, обычные же сочинцы в честь «Кинотавра» вспомнят слегка позабытые перекрытия дорог и пробки. «Переселения» кинофестиваля в олимпийский парк Имеретинской низменности в этом году не произошло, и он по-прежнему будет дислоцироваться в центре Сочи в Зимнем театре.

— Мы очень рассчитываем, что удастся перенести «Кинотавр» во дворцы с огромными залами, плазменными экранами, в новые гостиницы, которые останутся после Олимпиады, — говорил президент фестиваля Александр Роднянский в прошлом году. — Тогда он сможет привлечь тысячи сочинцев.

«Кинотавр» был и, к сожалению, остается сугубо профессиональной площадкой. Стать зрительской, по мнению Роднянского, он не может по простой причине: в Зимнем театре всего 900 мест. В качестве довода «против» еще и отсутствие, по его словам, у сочинцев привычки посещения кинофестиваля. Однако если в программе нет событий, а также допуска так называемых «людей с улицы», откуда ей появиться?

Российское профессиональное кинематографическое сообщество не в силах противостоять общей ситуации в отечественном кинематографе. А вот обсудить ее, «сверить часы» друг с другом, можно на «Кинотавре».

Пожалуй, наиболее точный собирательный образ положения дел в кинематографии состоит из словосочетаний «спасение утопающего», «эпоха перемен», «изобретение велосипеда». Нет персоны в киноиндустрии, способной взять на себя роль лидера, объединить актеров, режиссеров, прокатчиков, поэтому налицо децентрализация. Одновременно кинематографом управляют: министерство культуры, Роскино и Фонд кино. В последнем в прошлом году ликвидировали международный отдел, с его багажом опыта, наработок, имевших огромное значение для создания фильмов и их продвижения, в том числе за рубежом. Ситуация такова, что, если говорить о прошлогодних Каннском, Венецианском кинофестивалях, то российских фильмов в их программе не было вообще.

Сложности у российских кинематографистов — как в производстве собственных, отечественных фильмов, так и совместных.

— Для русского кино это было бы чрезвычайно важно, потому что ясно, что в рамках одного рынка мы, скорее всего, не выживаем, — подчеркнул Александр Роднянский.

И проблема здесь в недостатке достойных проектов, интересных одновременно как российскому, так и иностранному зрителю. Накладывает отпечаток также языковая проблема.

— Где присутствует английский и не дубляж, то это раскрывает совершенно другие возможности, — считает актер и продюсер Алексей Гуськов.

Из-за этого число совместных проектов — считанные единицы.

Тенденция же к прокату фестивальных фильмов за рубежом не столь активна, как хотелось бы. Тем не менее, в 2013 году в первый раз за всю историю «Кинотавра» пять картин, представленных на нем, были взяты на кинофестиваль в Карловых Варах. Это «Стыд» режиссера Ю. Разыкова, «Интимные места» режиссеров Н. Меркуловой и А. Чупова, «Труба» В. Манского в конкурсе документального кино, спецпоказы «Майора» Ю. Быкова и «Небесных жен луговых мари» Федорченко.

Огромная проблема и в том, что у российского кино — все меньше зрителей в кинотеатрах. Большинство смотрят фильмы в интернете, и на этот рынок пока незначительно влияет антипиратский закон. Что касается ТВ, то отечественное кино только появляется там. Снижению интереса к хорошему художественному продукту способствует также большое количество сериалов, оттягивающих на себя аудиторию. Документальное кино исчезло с экранов уже давно.

Впрочем, проблемы киноиндустрии возникли не сейчас, они имели место, может быть, в несколько ином виде, и в прошлом. Собственно, сама идея создания «Кинотавра» возникла у его отца-основателя, первого президента Марка Рудинштейна, из-за кинематографических проблем 90-х.

Тогда на волне экономического коллапса просто исчезла система проката. Это время Рудинштейн вспоминает как эпоху внедрения в кинотеатры американских боевиков, «причем бандитским способом» — путем «выбивания» из них российских фильмов.

«Интердевочка» стал первым российским фильмом, положившим начало истории коммерческого проката, основоположником которого был Рудинштейн.

— Билет стоил три рубля. А раньше были 10−25 копеек. Но нас выбили и стали крутить американское кино за те же деньги. И если бы хоть что-нибудь с этих сумм пошло на развитие отечественного кино! — рассказывал он.

Идея создания «Кинотавра» возникла как противопоставление существующей ситуации в прокате. Но свое название он получил не сразу. Сначала это был «Фестиваль некупленного кино» в Подольске продолжительностью пять дней.

— Я понял, что проката не будет, и надо создать место, где люди будут собираться, журналисты будут об этом писать, и будет хотя бы слух о том, что кино производится. Кризис есть кризис, и в этот период надо делать все, чтобы из него выйти. Так был придуман «Фестиваль некупленного кино» в Подольске, рассказал Рудинштейн.

А название «Кинотавр» кто-то просто «выдал» из окружения Рудинштейна. Для дальнейшей его дислокации рассматривались Ялта и Феодосия, а когда Рудинштейн приехал в Сочи, сразу понял: это то, что надо.

— Так, как расположена «Жемчужина», не расположена ни одна гостиница в мире — как корабль, врезающийся в море. Большая территория, десятки ресторанов, театр, площадь… Каннам не снился такой вариант, когда 2000 человек могут жить в одном месте. Я понимал, что этот фестиваль должен отличаться от других коммуникабельностью. Люди не должны искать друг друга, они должны находиться в одном месте. И вот все это сложилось в классную административную историю, — говорил Марк Рудинштейн.

Правда, без «бандитских» денег «Кинотавру» не удалось бы раскрутиться. И в этом Рудинштейн не раз публично признавался. Да и время было такое. Развал страны парализовал многие отрасли экономики, и других возможностей, кроме как взять их у бандитов, просто не существовало. Правда, утверждает Марк Рудинштейн, все они пошли на доброе дело.

На десятом по счету кинофестивале он почувствовал, что надо прощаться со своим детищем, передав его в надежные руки.

— Я не мистик. Я чувствовал, что фестиваль, кинематографическая среда высасывают из меня все соки. Я чувствовал, что заболеваю. После окончания фестиваля я ложился на месяц в больницу. Вообще, конечно, влюбленность в кино превысила мое понимание этого сообщества. Но с другой стороны, я понимал, что сделал хорошее дело. Я никогда не считал это миссией по спасению отечественного кинематографа — я спасал самого себя.

К 15-му «Кинотавру» он дождался, наконец, по его словам, порядочных людей — Роднянского и Толстунова, и отошел от дел. Правда, через девять лет придумал «Кинотаврик», детский фестиваль.

А «Кинотавр» продолжает жить, объединяя профессиональное сообщество российских кинематографистов в творческом поиске.

Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин

Популярное в сети
Цитаты
Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье