18+
понедельник, 19 ноября

Африканская «Маруся» перепела кубанских казаков?

Новый скандал в шоу-бизнесе Юга России

  
3943
Фолк-коллектив «Маруся»
Фолк-коллектив «Маруся» (Фото: marusya-folk.ru)

Члены краснодарского фолк-коллектива «Маруся», исполняющего казачьи песни, обратились за защитой к президенту Владимиру Путину. Якобы, реестровые казаки едва не попытались сорвать выступление музыкантов в Новороссийске. На самом деле, концерты (даже два) прошли спокойно. И вряд ли из-за того, что ретивых атаманов бросился урезонивать президент.

Культурный шок

Именно так можно было оценить реакцию жюри телешоу «Минута славы» на «Первом канале», когда туда впервые попал фолк-коллектив «Маруся». Дело в том, что все его участники — это африканцы. На первом выступлении было восемь ребят, которые спели залихватскую казацкую песню «Как на горе казаки стояли…». Ну а вот уже на следующем выступлении — в полуфинале — на сцене стояло уже 14 темнокожих ребят, которые столь же зажигательно исполнили песню «Маруся». Причем на сей раз были не только песни, а полноценное шоу — барабаны, казачьи пляски и мастерское владение шашкой.

Однако в финале «Маруся» в январе 2014 года выступила уже в непривычном для полюбивших их зрителей амплуа: не в черкессках, а в строгих белых костюмах. И пели они песню «Сохраним огонь, в душе огонь!», которую написали краснодарский композитор Владимир Грачев и поэт Евгений Челахов. Эта песня стала неофициальным гимном зимней Олимпиады в Сочи, на открытии которой и должна была выступать «Маруся»: впрочем, в итоге фолк-коллектив всего лишь стал участником культурной программы Олимпиады.

Родилась же «Маруся» в 2011 году благодаря продюсеру Павлу Челахову (ныне он художественный руководитель коллектива) и Сергею Тушканову, которые возглавляли тогда творческое объединение «Party Land». Во время одного из прослушиваний студентов они обратили внимание на Леопольда Тчапе из Камеруна, который учился на режиссера спортивных программ и праздников в Кубанском государственном университете физкультуры, спорта и туризма (КГУФКСТ).

Парень необычайно музыкальный, который и на английском языке поет, и на французском, а однажды, после посещения накануне открывшегося этнографического парка «Атамань», загорелся казачьими традициями. На одном из прослушиваний исполнил пару строк из народной «Маруси», продюсеры услышали — понравилось. Так и появилась идея собрать фолк-коллектив из африканцев.

Читайте по теме

Песенный интернационал

«Лицом» фолк-коллектива вот уже пять лет и является Леопольд Тчапе, который уже и учебу в университете за эти годы закончил, ныне поступив в аспирантуру. Он блестяще освоил кубанскую балачку — кубанский диалект украинского языка, на котором исполняет несколько песен. Танцует гопак, владеет шашкой, а еще, кстати, Леопольд Тчапе сам пишет музыку, он и дзюдоист, и гандболист.

Вот уж верно говорят, что поистине талантливый человек талантлив во всем! Леопольд, похоже, на родину не собирается возвращаться. Более того, в Россию приехала его сестра Настаси Тчапе, которая тоже стала солисткой «Маруси» (сейчас она учится в аспирантуре Кубанского технологического университета, будет политологом-международником).

В коллективе нынче поют 16 человек, среди которых только четыре девушки. Они родом из разных стран — Камеруна, Конго, но больше всего из Кот-д'Ивуар (например, вокалист и перкуссионист коллектива Джонатан Тепе). Большинство музыкантов — это студенты и аспиранты Кубанского технологического университета, а точнее, одного его института — нефти, газа и энергетики. Ребята организовали еще один коллектив, «Джамбо-Джамбо», исполняют традиционные африканские песни и танцы. И тоже пользуются большим успехом.

Но все же «Маруся» сегодня в шоу-бизнеса Краснодарского края — это бренд. Выступают ребята на разных площадках, причем не только на Кубани, часто зовут их в соседние регионы — в Воронежскую и Ростовскую область, однажды давали концерты даже в Новокузнецке. Можно представить, какой экзотикой для уральцев показались африканцы, которые поют казачьи песни.

Кстати, уже и не только казачьи: сейчас в репертуаре ансамбля много эстрадных песен на русском языке (большинство написаны краснодарскими авторами, с которыми они постоянно сотрудничают). А также песни на языках других коренных народов Кубани — армянском, черкесском… В общем, настоящий песенный интернационал. Только, выходит, по душе приходится он далеко не всем.

Почему шоу сочли «подлогом»?

Еще два года назад, когда «Маруся» только появилась на «Первом канале», резко раскритиковал ансамбль руководитель кубанского этнографического клуба «Старая линия» Александр Двойнинов. «Считаю подобные выступления прямым оскорблением. Я сделаю все, чтобы этого явления не было в природе. Это культурный подлог, подлог культурных ценностей», — среди прочего заявлял тогда в прессе Двойнинов. Коллектив, между тем, продолжает выступать…

Так, 15 и 18 июня «Маруся» выступали в городском театре Новороссийска. И накануне этого выступления они получили официальное письмо за подписью атамана Новороссийского хуторского казачьего общества Юрия Постникова с требованием отменить выступление. Выступая от имени реестрового казачества, атаман пишет, что негоже, мол, присваивать себе казацкую атрибутику людям, далеким от казачьих традиций.

Стоит напомнить, что «Минута славы» прославила коллектив «Маруся» на всю страну, про музыкантов сняли документальный фильм для телеканала «Мир» (вещающего на все страны СНГ), им посвятили большую программу на радиостанции «Казак.FM». Выступали они на фестивалях «Южный слон» и «Хрустальные звездочки».

И нигде не было ни одного осуждающего высказывания: известные и уважаемые люди только хвалили молодых африканцев за то, что они так уважительно относятся к казачьей (а в более общем смысле — русской) культуре.

На «Хрустальных звездочках» диплом вручил им Иосиф Кобзон, поддержал талантливых музыкантов и художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко: «Маруся» много раз репетировала и выступала совместно с государственным хором.

«Когда иностранцы приезжают к нам и поют на русском наши песни, пусть и искажая произношение, это хорошо, а не плохо. Ведь когда знаем культуру народа, мы заглядываем в его душу, узнаем его вкусы», — говорит Захарченко.

Читайте также

Бессилен даже Кобзон

Участники коллектива отнеслись к жесткой критике со стороны новороссийских казаков со всей серьезностью. Не стоит лишний раз напоминать, что на Кубани именно казаки не раз участвовали в нападениях на людей, которые по какой-то причине не вписываются в канву официоза. Так, в августе 2013 года казаки в аэропорту Анапы напали на музыкантов американской панк-группы Bloodhound Gang, а ее басиста Джареда Хасселхоффа пытались задушить американским флагом.

Во время сочинской олимпиады в феврале 2014 года казаки отстегали нагайками участниц панк-группы Pussy Riot, которые снимали в центре Сочи сцену для своего очередного видеоклипа. Наконец, в мае на ведущего телеканала «Дождь» Артема Торчинского и лидера незарегистрированной «Партии прогресса» Алексея Навального казаки напали… и снова в аэропорту Анапы. «СП» — Юг писала об этом.

Впрочем, в случае с группой «Маруся» все было тихо и спокойно. Отменять свои выступления в Новороссийске популярная фолк-группа не стала: ребята всего лишь убрали со своих концертных костюмов знаки различия и холодное оружие (кинжалы). Ведь, по закону, и вправду их могут использовать только члены казачьих обществ (реестровых либо нереестровых). На этом, похоже, конфликт пока исчерпан. Но все равно на Кубани остаются люди, которые критически настроены по отношению к стилистике «Маруси». И с этим, увы, уже ничего нельзя поделать. Даже Кобзону.

Популярное в сети
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье