18+
вторник, 21 августа
Культура

Поэтам нашли место… в туалете

«Подвал поэтов» могут возродить в Ростове на базе самой знаменитой общественной уборной

  
478
Ростов-на-Дону
Ростов-на-Дону (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

Есть в Ростове-на-Дону весьма примечательное место. Его даже туристам показывают. Как ни странно, это — старый общественный туалет в доме дореволюционной постройки, на пересечении ул. Большая Садовая и пер. Газетного. Общественный туалет существует на углу Газетного и Большой Садовой как минимум семьдесят лет — известно, что уже в 1945 г. здесь находилось отхожее место. Конечно, посетили его за это время сотни тысяч, если не миллионы, ростовчан и гостей города. Но примечателен туалет не этим. В марте 2011 года сайт «1001 чудо света» назвал Туалет на Газетном самым знаменитым туалетом мира. И, надо сказать, Туалет на Газетном по праву заслужил это звание.

«Подвал поэтов» и ничевоки

Дом по адресу: переулок Газетный, 46, где размещается туалет, был построен еще в середине XIX века. Сначала здание было одноэтажным, потом к нему достроили второй и третий этажи. На рубеже XIX и ХХ вв. этот дом относился к категории доходных. Помещения здесь сдавались в аренду — под жилые квартиры, магазин, банк. В подвале дома с начала прошлого века размещалось артистическое кафе «Подвал поэтов». Администратором в нем был некто Гутников — человек с большим опытом театральной деятельности. На сцене кафе выступали актеры, местные и приезжие поэты. Но настоящий расцвет «Подвал поэтов» переживал после революции — в 1920—1922 гг. Революция открыла новые горизонты не только в политике, но и в искусстве. В ростовском «Подвале поэтов» обосновались «ничевоки». Эта литературная группа возникла при Союзе поэтов Ростова-на-Дону в 1920 годы и просуществовала два года, представляя собой аналог знаменитого европейского движения дадаистов.

«Главным ничевоком» был двадцатидвухлетний поэт Рюрик Рок. Несмотря на юные годы, Рок еще в 1919 году вошел в состав Президиума Всероссийского союза поэтов — вместе с Сергеем Есениным, Андреем Белым, Вадимом Шершеневичем и другими поэтами всероссийского уровня. Вместе с Рюриком Роком в группу ничевоков вошли его жена поэтесса Сусанна Мар (Сусанна Чалхушьян), сын известного купца и юрист по специальности поэт Илья Березарк (Рысс), поэт и востоковед Олег Эрберг (известен тем, что перевел «Ревизора» Гоголя на таджикский язык), еще несколько литераторов и поэтов. Всех этих замечательных людей объединял «Подвал поэтов», где они и проводили свои литературные вечера и выступления.

В духе времени «ничевоки» заявляли: «фокус современного кризиса явлений мира и мироощущений Ничевоком прояснен: кризис — в нас, в духе нашем. В поэт-произведениях кризис этот разрешается истончением образа, метра, ритма, инструментовки, концовки. (Единственное пока что жизненное течение в поэзии — имажинизм нами принимается как частичный метод). Истончение сведет искусство на нет, уничтожит его: приведет к ничего и в Ничего. Наша цель: истончение поэтпроизведения во имя Ничего. На словесной канве вышить восприятия тождества и прозрения мира, его образа, цвета, запаха, вкуса и т. д.».

Хлебников в Ростове

15 августа 1920 года «Подвал поэтов» принимал «Председателя земного шара» Велимира Хлебникова. Легендарный основоположник русского футуризма, скитаясь по России, оказался в Ростове-на-Дону. Вот как вспоминает встречу с поэтом современник Илья Березарк, встретивший Хлебникова вместе с другом, поэтом Олегом Эрбергом: «к нашей радости, мы нашли Хлебникова сравнительно скоро и легко. В углу одного из вокзальных залов, на груде досок мирно спал какой-то человек. Одет он был почти как нищий, но лицо его казалось очень интеллигентным, приветливым, светлым. „Ура!.. Это Хлебников!“ — закричал Эрберг, смотря на фотографию». В «Подвале поэтов» состоялась премьера пьесы Велимира Хлебникова «Ошибка смерти», которую поставила ростовская «Театральная мастерская». Кстати, в состав труппы входил Евгений Шварц — впоследствии известнейший драматург и прозаик, автор знакомых нам всем с детства произведений «Сказка о потерянном времени», «Рассеянный волшебник», «Дракон». Хлебников жил в Ростове у ничевоков, а исчез из города также, как и появился — совершенно неожиданно и никого не предупредив.

В 1922—1923 гг. группа ничевоков распалась. Сначала трагически погиб один из ее участников поэт С. Садиков, а затем арестовали Рюрика Рока. Впрочем, последнему вскоре удалось освободиться, после чего он навсегда покинул Россию. «Подвал поэтов» постепенно утратил свою былую славу художественно-литературного центра.

Туалет впечатлил супругу Черчилля

В 1920-е гг. переулок Газетный прославился как ростовская «улица красных фонарей», где арендовали жилье и работали проститутки. В 1926 г., когда советская власть свернула «новую экономическую политику», проституток арестовали и выслали из города. Когда Ростов в 1942 г. оккупировали гитлеровцы, подвал вернул себе мрачную известность — здесь разместилось казино, в котором играли в карты и пьянствовали офицеры вермахта. После освобождения Ростова, очевидно в знак презрения к гитлеровским оккупантам, в помещении бывшего литературного кафе сделали общественный туалет. 21 апреля 1945 г. здесь побывала Клементина Черчилль — супруга Уинстона Черчилля, которая удивилась необычайной чистоте уборной и похвалила за это Ростов и ростовчан (как известно, весной 1945 г. Клементина Черчилль, по приглашению Советского Красного Креста, посетила Ленинград, Ростов-на-Дону и ряд других советских городов).

Искусство или смерть

Сорок послевоенных лет подвал на Газетном исправно функционировал в качестве общественного туалета, пока горбачевская перестройка не привела к ренессансу авангардной культуры. 19 сентября 1988 г. в помещении первого кооперативного туалета «Прогресс» на пер. Газетном, 46 состоялась выставка «Провинциальный авангард», которую организовало знаменитое товарищество «Искусство или смерть». Организатором выставки был известный впоследствии художник Авдей Тер-Оганьян. Художники мечтали, что в помещении туалета возникнет культурный центр. Экспозиции выставки разместились в «Голубом» и «Розовом» «залах» — мужском и женском отделениях туалета. Открытие выставки было назначено на 19 сентября 1988 г. В этот день у сортира на Газетном столпились ростовские художники, музыканты, неформальная молодежь, телевизионщики и газетчики. Туалет украшали листы со стихами современного андеграундного поэта Мирослава Немирова. Художник и музыкант Сергей Тимофеев, лидер прославившей Ростов группы «Пекин роу-роу» представлял в подвале свои графические рисунки и две картины — «Пушкин с жевательной резинкой» и «Автопортрет художника Тимофея в противогазе». Ростовские СМИ, в те годы еще полностью следовавшие в фарватере коммунистической идеологии, подвергли выставку резкой критике.

Будет ли у «литературного подвала» новая жизнь?

Спустя двадцать с лишним лет после выставки товарищества «Искусство или смерть», общественный туалет на Газетном вновь привлек внимание ростовчан. В июле 2010 г. молодой азербайджанский режиссер Руфат Гасанов снял в Ростове-на-Дону и Таганроге документальный фильм «O, Sortie!» — о подвале на Газетном переулке. Однако уже в октябре 2010 г. помещение туалета было закрыто на реконструкцию. Предполагалось, что после нее туалет прекратит свое существование. В 2012 г. стало известно о планах ростовской администрации установить на доме, где размещался туалет, мемориальную доску — в честь пребывания в Ростове-на-Дону Велимира Хлебникова. Идею создания в помещении бывшего туалета музея выдвинула газета «Ростов Официальный». Примечательно, что Авдей Тер-Оганьян — художник и лидер группы «Искусство или смерть», который был непосредственным организатором знаменитой выставки в сентябре 1988 года, идею о создании музея не поддерживает: «глупо закрывать туалет в центре города, где и так с туалетами х… во. И музей в этом дурацком подвале делать тоже глупо. Вообще не музейчики надо делать, а реально развивать в городе современное искусство».

В декабре 2014 года председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин обратился к администрации Ростова-на-Дону с просьбой организовать в ремонтируемом подвале вместо туалета выставочную площадку. Кожин утверждал, что это место вновь сможет стать культурной достопримечательностью Ростова. Как оказалось — ростовские власти услышали мнение специалиста в области охраны памятников. В октябре 2015 года глава администрации Ростова-на-Дону Сергей Горбань, на очередной встрече с донскими предпринимателями, озвучил идею о создании в подвальном помещении на Газетном, 46 литературного кафе. Спустя столетие у самого известного в мире общественного туалета есть все шансы вернуться к истокам и стать центром притяжения современных поэтов.

Популярное в сети
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Небытов

Судебный пcихолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье