18+
понедельник, 23 октября
Культура

Поэтам нашли место… в туалете

«Подвал поэтов» могут возродить в Ростове на базе самой знаменитой общественной уборной

  
454
Ростов-на-Дону
Ростов-на-Дону (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

Есть в Ростове-на-Дону весьма примечательное место. Его даже туристам показывают. Как ни странно, это — старый общественный туалет в доме дореволюционной постройки, на пересечении ул. Большая Садовая и пер. Газетного. Общественный туалет существует на углу Газетного и Большой Садовой как минимум семьдесят лет — известно, что уже в 1945 г. здесь находилось отхожее место. Конечно, посетили его за это время сотни тысяч, если не миллионы, ростовчан и гостей города. Но примечателен туалет не этим. В марте 2011 года сайт «1001 чудо света» назвал Туалет на Газетном самым знаменитым туалетом мира. И, надо сказать, Туалет на Газетном по праву заслужил это звание.

«Подвал поэтов» и ничевоки

Дом по адресу: переулок Газетный, 46, где размещается туалет, был построен еще в середине XIX века. Сначала здание было одноэтажным, потом к нему достроили второй и третий этажи. На рубеже XIX и ХХ вв. этот дом относился к категории доходных. Помещения здесь сдавались в аренду — под жилые квартиры, магазин, банк. В подвале дома с начала прошлого века размещалось артистическое кафе «Подвал поэтов». Администратором в нем был некто Гутников — человек с большим опытом театральной деятельности. На сцене кафе выступали актеры, местные и приезжие поэты. Но настоящий расцвет «Подвал поэтов» переживал после революции — в 1920—1922 гг. Революция открыла новые горизонты не только в политике, но и в искусстве. В ростовском «Подвале поэтов» обосновались «ничевоки». Эта литературная группа возникла при Союзе поэтов Ростова-на-Дону в 1920 годы и просуществовала два года, представляя собой аналог знаменитого европейского движения дадаистов.

«Главным ничевоком» был двадцатидвухлетний поэт Рюрик Рок. Несмотря на юные годы, Рок еще в 1919 году вошел в состав Президиума Всероссийского союза поэтов — вместе с Сергеем Есениным, Андреем Белым, Вадимом Шершеневичем и другими поэтами всероссийского уровня. Вместе с Рюриком Роком в группу ничевоков вошли его жена поэтесса Сусанна Мар (Сусанна Чалхушьян), сын известного купца и юрист по специальности поэт Илья Березарк (Рысс), поэт и востоковед Олег Эрберг (известен тем, что перевел «Ревизора» Гоголя на таджикский язык), еще несколько литераторов и поэтов. Всех этих замечательных людей объединял «Подвал поэтов», где они и проводили свои литературные вечера и выступления.

В духе времени «ничевоки» заявляли: «фокус современного кризиса явлений мира и мироощущений Ничевоком прояснен: кризис — в нас, в духе нашем. В поэт-произведениях кризис этот разрешается истончением образа, метра, ритма, инструментовки, концовки. (Единственное пока что жизненное течение в поэзии — имажинизм нами принимается как частичный метод). Истончение сведет искусство на нет, уничтожит его: приведет к ничего и в Ничего. Наша цель: истончение поэтпроизведения во имя Ничего. На словесной канве вышить восприятия тождества и прозрения мира, его образа, цвета, запаха, вкуса и т. д.».

Хлебников в Ростове

15 августа 1920 года «Подвал поэтов» принимал «Председателя земного шара» Велимира Хлебникова. Легендарный основоположник русского футуризма, скитаясь по России, оказался в Ростове-на-Дону. Вот как вспоминает встречу с поэтом современник Илья Березарк, встретивший Хлебникова вместе с другом, поэтом Олегом Эрбергом: «к нашей радости, мы нашли Хлебникова сравнительно скоро и легко. В углу одного из вокзальных залов, на груде досок мирно спал какой-то человек. Одет он был почти как нищий, но лицо его казалось очень интеллигентным, приветливым, светлым. „Ура!.. Это Хлебников!“ — закричал Эрберг, смотря на фотографию». В «Подвале поэтов» состоялась премьера пьесы Велимира Хлебникова «Ошибка смерти», которую поставила ростовская «Театральная мастерская». Кстати, в состав труппы входил Евгений Шварц — впоследствии известнейший драматург и прозаик, автор знакомых нам всем с детства произведений «Сказка о потерянном времени», «Рассеянный волшебник», «Дракон». Хлебников жил в Ростове у ничевоков, а исчез из города также, как и появился — совершенно неожиданно и никого не предупредив.

В 1922—1923 гг. группа ничевоков распалась. Сначала трагически погиб один из ее участников поэт С. Садиков, а затем арестовали Рюрика Рока. Впрочем, последнему вскоре удалось освободиться, после чего он навсегда покинул Россию. «Подвал поэтов» постепенно утратил свою былую славу художественно-литературного центра.

Туалет впечатлил супругу Черчилля

В 1920-е гг. переулок Газетный прославился как ростовская «улица красных фонарей», где арендовали жилье и работали проститутки. В 1926 г., когда советская власть свернула «новую экономическую политику», проституток арестовали и выслали из города. Когда Ростов в 1942 г. оккупировали гитлеровцы, подвал вернул себе мрачную известность — здесь разместилось казино, в котором играли в карты и пьянствовали офицеры вермахта. После освобождения Ростова, очевидно в знак презрения к гитлеровским оккупантам, в помещении бывшего литературного кафе сделали общественный туалет. 21 апреля 1945 г. здесь побывала Клементина Черчилль — супруга Уинстона Черчилля, которая удивилась необычайной чистоте уборной и похвалила за это Ростов и ростовчан (как известно, весной 1945 г. Клементина Черчилль, по приглашению Советского Красного Креста, посетила Ленинград, Ростов-на-Дону и ряд других советских городов).

Искусство или смерть

Сорок послевоенных лет подвал на Газетном исправно функционировал в качестве общественного туалета, пока горбачевская перестройка не привела к ренессансу авангардной культуры. 19 сентября 1988 г. в помещении первого кооперативного туалета «Прогресс» на пер. Газетном, 46 состоялась выставка «Провинциальный авангард», которую организовало знаменитое товарищество «Искусство или смерть». Организатором выставки был известный впоследствии художник Авдей Тер-Оганьян. Художники мечтали, что в помещении туалета возникнет культурный центр. Экспозиции выставки разместились в «Голубом» и «Розовом» «залах» — мужском и женском отделениях туалета. Открытие выставки было назначено на 19 сентября 1988 г. В этот день у сортира на Газетном столпились ростовские художники, музыканты, неформальная молодежь, телевизионщики и газетчики. Туалет украшали листы со стихами современного андеграундного поэта Мирослава Немирова. Художник и музыкант Сергей Тимофеев, лидер прославившей Ростов группы «Пекин роу-роу» представлял в подвале свои графические рисунки и две картины — «Пушкин с жевательной резинкой» и «Автопортрет художника Тимофея в противогазе». Ростовские СМИ, в те годы еще полностью следовавшие в фарватере коммунистической идеологии, подвергли выставку резкой критике.

Будет ли у «литературного подвала» новая жизнь?

Спустя двадцать с лишним лет после выставки товарищества «Искусство или смерть», общественный туалет на Газетном вновь привлек внимание ростовчан. В июле 2010 г. молодой азербайджанский режиссер Руфат Гасанов снял в Ростове-на-Дону и Таганроге документальный фильм «O, Sortie!» — о подвале на Газетном переулке. Однако уже в октябре 2010 г. помещение туалета было закрыто на реконструкцию. Предполагалось, что после нее туалет прекратит свое существование. В 2012 г. стало известно о планах ростовской администрации установить на доме, где размещался туалет, мемориальную доску — в честь пребывания в Ростове-на-Дону Велимира Хлебникова. Идею создания в помещении бывшего туалета музея выдвинула газета «Ростов Официальный». Примечательно, что Авдей Тер-Оганьян — художник и лидер группы «Искусство или смерть», который был непосредственным организатором знаменитой выставки в сентябре 1988 года, идею о создании музея не поддерживает: «глупо закрывать туалет в центре города, где и так с туалетами х… во. И музей в этом дурацком подвале делать тоже глупо. Вообще не музейчики надо делать, а реально развивать в городе современное искусство».

В декабре 2014 года председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин обратился к администрации Ростова-на-Дону с просьбой организовать в ремонтируемом подвале вместо туалета выставочную площадку. Кожин утверждал, что это место вновь сможет стать культурной достопримечательностью Ростова. Как оказалось — ростовские власти услышали мнение специалиста в области охраны памятников. В октябре 2015 года глава администрации Ростова-на-Дону Сергей Горбань, на очередной встрече с донскими предпринимателями, озвучил идею о создании в подвальном помещении на Газетном, 46 литературного кафе. Спустя столетие у самого известного в мире общественного туалета есть все шансы вернуться к истокам и стать центром притяжения современных поэтов.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Пикин

Директор Фонда энергетического развития

Дмитрий Полонский

Вице-премьер Республики Крым

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье