18+
пятница, 20 октября
Происшествия

«Включаем SOS»

Погибший в Донбассе Boeing 777 пополнил архив авиакатастроф, который ведет сочинец Евгений Николенко

  
1115
«Включаем SOS»

Очередная запись в «Архиве авиакатастроф» сочинца Евгения Николенко сделана 17 июля 2014 года.

Из архива Евгения Николенко: Катастрофа Boeing 777 под Донецком. Авиакатастрофа произошла 17 июля 2014 года на территории Украины в районе села Грабово недалеко от города Торез. Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines выполнял плановый рейс из Амстердама в Куала-Лумпур. На борту находилось 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли. Самолёт упал в районе вооружённого противостояния на востоке Украины.

Это вторая катастрофа с авиалайнерами компании MAS за пять месяцев (после исчезновения Boeing 777), и вторая крупная авиакатастрофа в зоне вооруженного конфликта на востоке Украины за месяц (после сбитого противниками центральной украинской власти самолёта Ил-76. По количеству погибших эта катастрофа стала крупнейшей в истории авиации с 11 сентября 2001 года и вошла в десятку крупнейших за всю историю. Самая крупная авиакатастрофа XXI века и на постсоветском пространстве.

Авиакомпании Аэрофлот, Трансаэро, Air France, Turkish Airlines, Virgin Airlines, Lufthansa и S7 сообщили о намерении совершать рейсы в облёт Украины. Евроконтроль закрыл воздушное пространство Восточной Украины для гражданской авиации.

Евгений Николенко работает в Лазаревском санатории «Чемитоквадже», где отдыхают и восстанавливаются летчики российских ВВС. Конечно, он «не для печати» пообщался с военными пилотами и говорит, что эта катастрофа для экипажа и пассажиров «Боинга» была полной неожиданностью. Самолет разрушился не сразу. Однако, при падении с высоты 10 000 метров, шансов не было ни у кого.

— Что говорят летчики — самолет сбили?

— Во всяком случае, многие пилоты считают, что лайнер был поврежден в воздухе. Да, вот посмотрите: я подшил информацию Первого канала от 17 июля 2014 года.

Из архива Евгения Николенко: Малазийский «Боинг» мог быть сбит по ошибке: его могли принять за российский борт номер один. Такую версию агентству «Интерфакс» высказал анонимный источник в Росавиации. Самолет президента России и пассажирский «Боинг» проходили одну и ту же точку в небе с небольшой разницей во времени. Их траектории пересеклись в районе Варшавы на высоте 10 тысяч 100 метров. Борт номер один был там в 16:21 по московскому времени, малазийский самолет — чуть раньше — в 15:44.

Как отметил источник информагентства, на большом расстоянии отличить самолеты друг от друга весьма сложно: их контуры и размеры схожи. То же касается и раскраски: издалека она практически идентична…

На экране ноутбука Евгений показывает еще один компьютерный файл:

— Эта катастрофа ТУ-154 М над Черным морем 4 октября 2004-го года через десять лет наводит на страшные мысли.

Из архива Евгения Николенко: Катастрофа ТУ-154 над Черным морем.

4 октября 2001 года над Чёрным морем потерпел катастрофу Ту-154М авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс 1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета МАК), на высоте 11 тысяч метров самолёт непреднамеренно сбила украинская зенитная ракета С-200, выпущенная в воздух в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.

Весь ужас заключается в том, что при проведении учений войск ПВО Украины, во время залпа ракетного комплекса С-200 по самолету-мишени, произошел ошибочный захват системой наведения самолета Ту-154, двигавшегося в 300 км. от места пуска, на границе дальности полета ракеты. Ошибочный захват не был распознан расчетом установки, никаких действий для предотвращения катастрофы украинскими военными принято не было. Ракета взорвалась над шедшим по открытой международной трассе пассажирским самолетом, поражающие элементы вызвали взрывную декомпрессию фюзеляжа, повредили двигатели, управляющие поверхности и их тяги. Неуправляемый самолет упал в Черное море. Все находившиеся на борту погибли.

В момент взрыва разрушения самолета не произошло — лишь полная разгерметизация и воспламенение топлива. Экипаж еще около 30−40 секунд сражался за жизнь самолета — в это время бортовой ответчик и радиосвязь работали, хотя радиолокационная засветка борта уже не просматривалась. Пилоты пытались дать свой пеленг через радиопеленгатор. В какой-то момент связь восстановилась — в кабине были слышны крики и какие-то команды. Расследователи разобрали слово «Попало!..» или «Попал!..». Потом в эфире был слышен еще один пеленгационный щелчок — так по давней традиции пилоты прощаются с землей, когда связь уже не работает…

Справка «СП-Юг».

На сегодняшний день самыми крупными катастрофами в мировой авиации считаются две: в 1977-м году и 1985-м. В 1977 году произошло столкновение двух самолетов Боинг-747, погибло 583 человека. Воздушные суда врезались друг в друга на земле в аэропорту Рос-Родеос. Столкновение произошло из-за того, что экипаж одного из самолетов неправильно понял распоряжение диспетчера и направил самолет на взлетную полосу, на которой находился второй самолет. В результате столкновения авиалайнеров спасся 61 человек из 583…

В 1985 году разбился Боинг-747, погибло 520 пассажиров. Самолет упал на территории Японии. Причиной катастрофы самолета явились механические неполадки — вскоре после взлета лайнер «потерял киль», затем стали отказывать системы жизнедеятельности Боинга. Самолет упал с высоты более 2 тысяч метров. Обломки лайнера нашли спустя 12 часов после падения. Были обнаружены предсмертные записки пассажиров, которые написали их родным и близким. Причиной катастрофы стал неправильно произведенный ремонт самолета, в результате которого нарушилась работа механизмов. После установления этого факта несколько авиаинженеров покончили с собой. .

Молчу. Евгений Николенко включает еще одну «последнюю запись» переговоров экипажа самолета ТУ-154, разбившегося в районе Донецка 22 августа 2006 года.

Из архива Евгения Николенко: Ту-154М российской авиакомпании «Пулково» выполнял плановый пассажирский рейс из Анапы в Санкт-Петербург, но над Донецкой областью столкнулся с сильной грозой. Экипаж запросил у диспетчера разрешение на более высокий эшелон полёта, но затем авиалайнер начал быстро терять высоту, а через три минуты разбился близ посёлка Сухая Балка в Константиновском районе Донецкой области. В катастрофе погибли все находящиеся на борту 160 пассажиров и 10 членов экипажа.

По числу жертв до «черного дня 17 июля 2014 года» эта авиационная катастрофа занимала первое место среди произошедших на постсоветском пространстве с 1991 года. Второе в истории Украины. Третье с участием Ту-154 и четвёртое в истории российской авиации.

— Тогда над Донецком Ту-154 обходил грозовой фронт сверху в штурвальном режиме, в условиях значительного взлетного веса, аномальной температуры воздуха, предельной высоты и турбулентности. — рассказывает Евгений.- Самолет вышел на «срывной» режим, превысив максимально допустимый угол атаки. Сопутствующие факторами были отсутствие контроля за скоростью полета и плохое взаимодействие в экипаже.

Запись 2006-го. Переговоры экипажа Ту-154 рейса Анапа-Санкт-Петербург из архива Евгения Николенко:

11:33:05 Командир: Да-да-да

11:33:07 Командир Давай временно 400 или какой, да. Проси 390, а то нам не обойти.

11:33:21 Штурман «Контроль», Пулково 6−12. Внешняя связь .

11:33:22 Диспетчер: Пулковский 612-й, слушаю вас. Внешняя связь

11:33:23 Командир: Добавляй, да

11:33:25 Штурман Пулково 6−12, разрешите набор временно эшелон 3−9-0.

11:33:29 Командир Сильная болтанка, скажи…

11:33:32 Диспетчер. Пулковский 612-й, набирайте 3−9-0. Внешняя связь

11:33:35 Шурман: Набираем эшелон 3−9-0. Спасибо большое, Пулково 6−12 Внешняя связь

11:33:38 Командир: Еще наберем его.

11:33:39 Командир: 3−9-0.

11:33:40 Командир: Набираем

11:33:41 1451 Turkish 1451, wait… 12:00… approximately 30 minutes hold… available, Turkish 1451. Внешняя связь

11:33:46 Командир: Куда от них уйти.

11:33:48 Гроза внизу.

11:33:49 Командир: Здесь на 380-м.

11:33:50 Э. Тоже (нрзб).

11:33:52 Командир: И здесь (нрзб) поехали влево.

11:33:56 Звуковой сигнал.

11:34:00 Диспетчер: Turkish 1451, confirm 30 minutes after now. Внешняя связь

11:34:05 1451 Negative. After 12:00 30 minutes. Now 50 minutes. Внешняя связь

11:34:28 Командир: Мама, не горюй…

11:34:44 Командир: Там куда-нибудь можно в сторонку, Игорек отойди еще.

11:35:32 Командир: Сильная болтанка, скажи…

11:35:37 Командир: Снижаемся…

11:35:42 Командир: Спокойно, все держим.

11:35:45 Командир: Держим.

11:35:46 Бортинженер: Генераторы вылетают

11:36:03 Командир: Скорости смотрите, скорости!

11:36:12 Командир: На себя

11:36:29 Командир: У нас все выбило .

11:36:33 Командир: Вова, давай командуй

11:36:35 2-й-пилот: Я не знаю, по моему влево надо.

11:36:37 Штурман: Влево,

11:36:38 Командир: Беру влево

11:36:41 Штурман: Снижаемся, снижаемся

11:36:42 (нрзб)Во-во влево, давай, давай, нормально.

11:36:47 (нрзб) вверх, вверх

11:36:48(нрзб) Высотомеры

11:36:49 Командир: Включаем S.O.S

11:37:03 S.O.S. S.O.S. Пулк… 12,

11:37:04 Командир: У нас, скорость какая?

11:37:21 Командир: Выводим, выводим.

11:37:55 Штурман: Высота 2000, 2000

11:38:00 Командир: Е мое…

11:38:09 2-й пилот: Боже мой.

11:38:11 Командир: На себя, на себя, на себя, на себя, на себя. Андрюха тяни на себя. Тяни на себя.

11:38:29 Крик

11:38:29 Конец записи.

…Евгений Николенко выключил компьютер. Мы минуту молчали. Женя вздохнул:

— Конечно, точные причины трагедии малазийского «Боинга» над Украиной установят. Уверен, для этого будут предприняты все силы. Только людей уже не вернуть…

Фото: ИТАР-ТАСС/ Зураб Джавахадзе.

Популярное в сети
Цитаты
Дмитрий Полонский

Вице-премьер Республики Крым

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье