18+
понедельник, 20 августа

Спасение наших моряков из Ливийского плена

Возвращение россиян на родину длилось целый год

  
545
Ливия. октябрь 2016г
Ливия. октябрь 2016 г (Фото: Zuma/ТАСС)

Более года ушло на то, чтобы добиться возвращения в Россию из Ливии всех членов экипажа танкера «Механик Чеботарев», приписанного к порту Астрахани. В сентябре прошлого года в Ливии были задержаны 12 российских моряков, восемь из которых — астраханцы. В декабре 2015-го на родину возвратились все, кроме капитана танкера и двух его помощников. Последние трое пленников ступили на астраханскую землю лишь 28 октября.

Напомним, событие, за которым с трепетом следила вся страна, произошло 16 сентября 2015 года, когда танкер «Механик Чеботарев» под российским флагом был задержан ливийскими военными в территориальных водах Ливии в 17 милях от нефтяного порта Зувара, расположенного в 60 км от границы с Тунисом. Судно шло пустым из Мальты в направлении ливийского порта Завия, где его должны были загрузить.

Заложники ливийского переворота

Неофициальная версия, что танкер «Механик Чеботарев» и его экипаж стали заложниками внутреннего политического конфликта в Ливии. Танкер арестовали представители самопровозглашенной или альтернативной власти Ливии, которые обосновались в Триполи.

Со дня свержения в 2011 году режима полковника Муаммара Каддафи в Ливии неспокойно. На большей части страны царит анархия. Либералы, поддерживаемые армией и представители исламистских партий, за которыми стоят группировки бывших повстанцев, обосновались в городе Тобрук, а происламистский Всеобщий нацконгресс — в Триполи, куда и попали российские моряки под конвоем военных. Между либералами и представителями исламистских партий ведутся постоянные споры относительно добычи и экспорта углеводородов из богатой североафриканской страны. Таким образом российский танкер, принадлежащий питерской компании «Росчартеринг», оказался в ситуации, когда все операции и контракты с российскими компаниями в Ливии, касающиеся нефти и ее реализации, были объявлены контрабандой одной из политических сторон. Оказалось, что задержавшие российский танкер лица к официальным властям страны не имеют никакого отношения. Российский танкер, как и его экипаж оказался в плену у альтернативного правительства Ливии, которое не признано ни Россией, ни Западом. Напомним, столица Ливии Триполи контролируется альтернативным правительством под руководством Омара аль-Хаси, которое опирается на поддержку исламистов.

Иностранные СМИ первые сообщили о задержании танкера «Механик Чеботарев» и его экипажа и привели официальные комментарии, сделанные высокопоставленным представителем лояльных столичному руководству ВМС военным. Тауфик ас-Скир заявил, что судно арестовали за контрабанду нефти из Зуара, однако доказательств виновности российских моряков представлено не было. Оператор танкера «Механик Чеботарев» Oil Marine Group утверждал, что экипаж был задержан незаконно и никакими «серыми» перевозками не занимался. Как сообщили в Oil Marine Group, ливийские военные поднялись на танкер без объяснений причин остановки, пересадили двух членов экипажа на борт военного корабля и приказали капитану танкера следовать за ними, отключив при этом автоматическую идентификационную систему. А когда российские моряки начали возмущаться, им пригрозили арестом. О ЧП с танкером российские власти и компания узнали благодаря находчивости капитана танкера — Андрея Крынина, который успел нажать тревожную кнопку.

Однако Oil Marine Group не поверили, так как всплыли сведения о том, что у оператора танкера в 2011 году на месяц были арестованы 11 судов, в том числе и «Механик Чеботарев» за нарушения морского и транспортного законодательства. А российские таможенники имели претензии в связи с поставками туркменского бензина через ростовскую таможню одним из управляемых компанией судов — «Волгонефть». И все же все эти препятствия удалось преодолеть.

Спустя более года встречали не под фанфары, но зато радушно

28 октября в Астрахань вернулись последние ливийские пленники — капитан Андрей Крынин, старпом Станислав Сироткин и второй помощник капитана Валерий Савицкий. С их слов, им до последнего не верилось, что они увидят родных. Вздохнули с облегчением только тогда, когда ступили на российскую землю.

Освобожденных пленных сначала привезли в Чечню, где их гостеприимно принял Рамзан Кадыров. Небольшой самолет, который Кадыров послал за капитаном танкера и его помощниками, сел в Грозном ранним утром, когда было еще темно. После ливийской жары, одетые налегке астраханцы дрожали выходя из самолета. Как сами бывшие пленники признались, дрожь была скорее нервная, чем от холода.

Сначала астраханцев повезли на встречу с Кадыровым. Андрей, Станислав и Валерий хорошо понимают, что обязаны ему своей свободой. Скромно прошла в интернете информация о том, что освобождение состоялось только благодаря личному авторитету у ливийцев чеченского лидера. Потому самые первые слова благодарности Крынин, Сироткин и Савицкий адресовали именно главе Чечне, который по случаю встречи накрыл щедрый стол. Событие это, кстати, очень скудно освещалось российскими СМИ. А первым кто о нем сообщил, был сам глава Чечни, написавший об этом в своем инстаграме.

— Это, несомненно, знак доброй воли, символизирующий желание руководства Ливии установить и развивать отношения с Россией, — отметил Кадыров, указав, что работа по освобождению экипажа танкера является результатом тесного взаимодействия с министерством иностранных дел и большого личного участия министра Сергея Лаврова. Все претензии к российским морякам были аннулированы 13 октября

В аэропорту Астрахани Андрея Крынина, Станислава Сироткина и Валерия Савицкого встречали не только родные, но и депутаты думы Астраханской области. Родные, не видевшие своих кормильцев более года, стояли стеной, ожидая выхода из самолета своих дорогих. Хотя и снимали встречу на видео и надо было вести себя сдержанно, и сохранять выдержку, суровые мужчины с трудом сдерживали эмоции. Капитан танкера Андрей Крынин первым делом обнял свою красавицу жену Светлану и тут же на руки подхватил сынишку, которого увидел впервые в жизни, так как малыш родился пока его отец сидел под ливийским конвоем. Казалось, что отец и сын — оба серьезно и пристально, изучают друг друга. Расплакаться Андрею не позволяло звание и видеокамера журналистов. Но видно, что он отвечает на вопросы прессы, едва сдерживая рыдания.

— Слёзы на глаза наворачиваются. Мы жили надеждой, что нас спасут, что нам помогут. Рамзан Ахматович обещал, и он свое слово выполнил. МИД нам тоже очень сильно помогло. Все это -совместная работа. Я горжусь, что я гражданин России. Спасибо всем большое. Сначала я, конечно, с семьёй побуду, а потом работать надо будет по любому. Я моряк — это призвание, — сказал Андрей Крынин.

—  Большая радость сегодня. Благодарны всем, кто принимал участие в освобождении наших родных, что не были равнодушными, — поделилась супруга капитана Светлана Крынина, добавив, что дома уже накрыты праздничные столы и ее благоверного ждет любимое блюдо — манты.

Возвращали в три этапа

Первыми, кто вернулся на родину из ливийского плена были 18-летний вахтенный матрос Павел Магатин и 37-летняя повар Наталья Ключникова. Их освобождения удалось добиться в октябре 2015 года, а в декабре вернулись на родину еще семь членов экипажа «Механик Чеботарев»: А.В.Понкратов, А.В.Курьянов, Е.Н.Клименков, Р.А.Штонда, И.И.Костин, В.Ю.Коршунов, А.А.Петров.

Самый юный из моряков — Павел Магатин, когда вернулся был очень подавлен. Благодарил за спасение Кадырова и представителей российского МИДа. Павел рассказывал, что его первая морская учебная практика стала в буквальном смысле боевым крещением.

— Плен дался непросто, хотя ливийцы хорошо к нам относились, кормили и не били. Очень скучал по дому. Волновался за родителей, что мать с отцом переживают за меня. Когда отпускали, отдали все, кроме сотового, — рассказал Павел.

Его везли тем же путем, что и последних пленных — сначала в Тунис, а затем самолетом в Грозный, после чего доставили на машине в Астрахань, откуда в родное село Раздор увезла его родная сестра. После освобождения Павла и Натальи, родные оставшихся в плену моряков до вечера 18 декабря были как на иголках, пока МИД РФ официально не сообщило о том, что благодаря вмешательству российских дипломатов на родину вернулись еще семеро членов экипажа. Тогда вместе с прибывшими в Москву моряками приехала и ливийская делегация во главе с премьер-министром «Правительства национального спасения» в Триполи Халифой аль-Гвейлом, которая встретилась со спецпредставителем президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД РФ Михаилом Богдановым, группой депутатов Госдумы РФ для отдельного согласования вопроса освобождения капитана танкера и его помощников и укрепления российско-ливийских многоплановых контактов.

Теперь, когда все наши моряки вернулись на родину, российскому МИДу придется выполнять обещания о «многоплановых контактах». Вопрос, к чему это приведет, учитывая фактическое двоевластие в Ливии. Не окажется ли Россия втянута в чужие внутренние разборки и не станут ли эти «многоплановые контакты» поводом для новых разногласий с Америкой и новых санкций для россиян?

Популярное в сети
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье