Происшествия

Кавказ — пристанище всех украденных машин?

Бизнес по «переделке» угнанных авто процветает на международном уровне

  
859
Кавказ - пристанище всех украденных машин?
Фото: ТАСС

Дорожные полицейские на Северном Кавказе с начала года выявили более полутысячи угнанных автомобилей, которых перегоняли из соседних регионов и даже стран. В том числе из Казахстана, Молдовы, Азербайджана, Армении и даже Германии с Италией. Машины числились в угоне порой по несколько лет, у них были «перебиты» заводские номера на двигателях, шасси, кабинах и рамах.

Зачем нужна заградительная система?

Уважаемый читатель, вы хотя бы раз в жизни наверняка путешествовали между регионами Северного Кавказа. И неизменно встречали на границах соседних субъектов полицейские блокпосты. Сам недавно узнал, что называется все это учетно-заградительной системой (УЗС), она создана временной оперативной группировкой МВД России на Северном Кавказе. В заградительную систему входят как стационарные пункты дорожной полиции, так и, скажем, мобильные инспекционно-досмотровые комплексы (в народе их называют «рентгены»).

«Учетно-заградительная система предназначена для пресечения незаконной транспортировки оружия и наркотиков, розыску лиц, скрывающихся от уголовного преследования, а также угнанного и похищенного автотранспорта», — говорит начальник Главного управления МВД России по СКФО генерал-лейтенант полиции Сергей Ченчик. Для обеспечения работы этой системы в структуре северокавказского главка имеется отдельное управление (с 2009 года оно дислоцируется в Ханкале).

Действует управление скрытно: неизвестна ни фамилия его руководителя, ни точное количество полицейских постов на автодорогах Северного Кавказа. Между тем, недавно управление подвело итоги работы за первый квартал 2016 года. За три месяца было проверено 1,7 млн единиц автотранспорта и 3 млн граждан.

Изъято две тысячи документов, имеющих признаки подделки, задержано 690 человек, которые находились в розыске (128 — в федеральном, 23 — в международном, остальные — в оперативном).

На постах учетно-заградительной системы задержано 130 находящихся в розыске единиц автотранспорта, и выявлено еще 401 транспортное средство с «перебитыми» номерами узлов и агрегатов (скажем, за весь 2014 год их было более 2,6 тысяч).

Двигатель из Армении, кабина из Германии…

Бывает, что номер рамы, кабины или шасси автомобиля не соответствуют номеру, указанному в свидетельстве о государственной регистрации транспортного средства. Или, например, на деталях кузова, где наносится идентификационный номер, имеются следы механического воздействия (сварки или пайки), нет заводского герметика. А то и вовсе табличка с номером на штатном месте установлена кустарным способом или вовсе отсутствует (значит, ее убрали похитители).

Наводит на подозрения, когда на шасси, кабине или раме есть штатный номер, а вот в свидетельстве о регистрации его нет. Значит, само свидетельство — липовое. И во всех этих случаях водителю вручают на месте обязательство о явке, а машину конфискуют полицейские под сохранную расписку и отправляют на спецстоянку до выяснения всех обстоятельств.

Читайте также

Вот лишь несколько примеров этого года. На контрольно-пропускном пункте «Аляска-20» под Махачкалой полицейские остановили две машины ВАЗ, которые, как оказалось, были угнаны в Ярославской и Смоленской областях. Следом на другом КПП в Махачкале дорожная полиция остановила микроавтобус «Газель» — оказалось, что двигатель был похищен в Армении и находится в международном розыске.

На остановленной в Махачкале для проверки документов машине обнаружили двигатель, похищенный в Тверской области, также полицейские остановили угнанные в Москве Audi A4 и автомобиль ВАЗ… из Молдовы.

В Кабардино-Балкарии на пункте «Малка» (на федеральной автотрассе «Кавказ» между селениями Малка и Куба-Таба) остановили две машины: при проверке документов выяснилось, что они были угнаны в Дагестане и на Ставрополье. А на пункте «Урух» также в Кабардино-Балкарии обнаружили внедорожник Land Rover FreeLander-2, который был угнан у владельца из Пермского края (за рулем был гражданин из Ростова-на-Дону).

Удачливее всего оказались сотрудники КПП «Герзельский мост» в Новолакском районе Дагестана, где задержали три иномарки — Audi A6, Lexus LX570 и Hyundai IX35, похищенные, соответственно, в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), Ростовской области и Москве несколько лет.

Страховой полис вместо замка

На посту в Каспийске полицейские задержали Skoda SupebB, а в Махачкале — BMW, которые были угнаны из Германии (обе машины находились в международном розыске). На контрольно-пропускном пункте в Хасавюртовском районе Дагестана (на границе с Чечней) полицейские остановили водителя мотоцикла Suzuki, который, оказывается, также был в международном розыске по запросу Италии. Каким образом он попал на территорию России? А это уже вопрос, который стоило бы задать нашим таможенным и пограничным органам.

Ну а в Махачкале полицейские задержали Porsche Cayenne Turbo, который тоже угнали из Италии. Какими путями машина попала с Пиренейского полуострова в Дагестан, можно только гадать. В любом случае, очевидно, что бизнес по «переделке» угнанных автомобилей в республиках Северного Кавказа продолжает процветать, преступников не останавливает даже опасность быть пойманными на учетно-заградительных постах.

Два года назад специалисты Южного регионального управления компании «АльфаСтрахование» проанализировала статистику угонов. Оказалось, что чаще всего преступники стремятся поживиться Lada Granta (45% от общего числа зафиксированных угонов), Lada Priora (26%), ВАЗ-212140 «Нива» (15%), Lada Samara (6%) и, наконец, Chevrolet Cruze (чуть более 2%).

Читайте также

Хотя в предыдущем исследовании «АльфаСтрахования» в пятерке самых популярных у угонщиков моделей были иные иномарки — Toyota Camry, Mitsubishi Outlander, Ford Focus, Daewoo Nexia и Hyundai Elantra. Естественно, на Юге России бывают случаи, когда воруют и машины высокого ценового сегмента, такие как, например, Volkswagen Touareg, Mercedes Benz S500, Chevrolet Tahoe, Lexus GX470 или Infiniti FX. Но такие случаи можно пересчитать по пальцам. Ведь в основном угоняют автомобили распространенных моделей и цветов, которые можно затем легко перепродать или пустить на запчасти.

Самым «угоноопасным» городом Юга, по подсчетам «АльфаСтрахования», оказался Ставрополь (54% всех зафиксированных автокраж), далее идут Ростов-на-Дону (27%), Астрахань (8%), Краснодар (5%), Сочи и Волгоград (по 3% угонов). Ну а самым «спокойным» оказался, как ни странно, Черкесск. Больше всего опасаться за личное авто стоит в январе и сентябре — на эти месяцы приходится наибольшее количество автоугонов.

Машины угоняют для разбора на запчасти, а также для перепродажи. Установить угонщиков бывает очень непросто (задержанные на пунктах дорожной полиции водители угнанных иномарок, как правило, — просто покупатели краденных авто), ведь они действуют организованными группами, и каждый их шаг тщательно просчитан. Скажем, передвигаются по заранее спланированным маршрутам, чтобы не попадать под объективы камер наружного наблюдения.

Как бы то ни было, самый надежный способ защитить свой автомобиль — это вовсе не цепи, замки и хитроумные приборы, а обычный страховой полис.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье