Испытание Керченского моста турецкой «Лирой»

Как получилось, что сухогруз протаранил опоры «стройки века»

  
4704
Последствия столкновения турецкого сухогруза с опорой рабочего моста в Керчи
Последствия столкновения турецкого сухогруза с опорой рабочего моста в Керчи (Фото: Пресс-служба ФКУ Упрдор «Тамань"/ ТАСС)

В порту Таганрога (Ростовская область) по решению суда арестован турецкий сухогруз «Лира». Арбитражный суд Ростовской области запретил «Лире» выходить из Таганрогского порта. Предписание не выпускать судно за пределы порта Таганрог получил капитан последнего. Собственнику судна было предъявлено морское требование о возмещении ущерба ООО «СГМ-Мост». Под «морским требованием», в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, подразумевается любое требование, которое возникает в связи с причинением кому-либо ущерба при эксплуатации судна. Задержанный турецкий сухогруз причинил ущерб компании ООО «СГМ-Мост», когда врезался в опоры Керченского моста.

Как сухогруз стал невольным «диверсантом»

Напомним, что 19 марта сухогруз «Лира» врезался в опоры рабочего моста, который используется российскими строителями для возведения большого транспортного моста над Керченским проливом. В результате «тарана» одна опора рабочего моста за номером 80, в том числе сваи, ригели и оголовки, разрушилась полностью, две другие опоры сместились со своих мест. Судно врезалось в опоры моста после того, как на скорости около семи узлов вышло в районе 19 буя с восточной стороны канала за «зеленую бровку». Попытки судоводителей сбросить скорость и вернуться назад, оказались тщетными.

Сухогруз «Лира» принадлежит турецкой компании Turkuaz Shipping Corp. Хотя она тут же открестилась от «Лиры». Ведь судно следовало не под турецким, а под панамским флагом. Его экипаж состоял из девяти человек — пятерых граждан Турции, двух граждан Грузии и двух граждан Индии. В результате столкновения никто из моряков не пострадал. Не слишком серьезен и ущерб, который судно нанесло мосту. По крайней мере, как утверждают источники в информационном центре «Крымский мост», сроки сдачи моста от происшествия и связанных с его последствиями ремонтных работ, не изменятся. Хотя в денежном выражении сумма ущерба выглядит внушительной. Подрядчик строительства моста через Керченский пролив «СГМ-мост» намерен потребовать с владельца турецкого сухогруза «Лира» компании Turkuaz Shipping компенсацию 120 миллионов рублей. Об этом сообщили в пресс-службе Арбитражного суда Ростовской области.

Керченский мост построят вопреки критикам

Мост через Керченский пролив начали возводить после подписания 17 февраля 2015 года государственного контракта между ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Росавтодора и ООО «Стройгазмонтаж». Финансирование строительства моста осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополь до 2020 года» и осуществляется из средств федерального бюджета. Предположительно оно обойдется стране в 211,9 млрд рублей. Завершение строительных работ по возведению моста запланировано на декабрь 2018 года, когда должно открыться движение по мосту в рабочем режиме. К 2019 году планируется ввести мост в эксплуатацию — именно в этом году, как рассчитывают строители, будут завершены пуско-наладочные работы, а окрестная территория приведена в порядок. Керченский мост должен стать самым протяженным в Российской Федерации.

Что касается скандала с турецким сухогрузом, то пока эксперты пытаются выяснить причины столкновения. Называются самые разные версии. Среди них и элементарная невнимательность капитана турецкого судна, и незнание моряками судна иностранных языков. Некоторые пользователи социальных сетей выдвигают и совсем фантастическую версию о том, что турецкое судно якобы специально протаранило опоры моста — в провокационных целях. Другие журналисты и пользователи сети задались вопросом, куда следовал турецкий сухогруз в условиях введения санкций против Турции. Однако, вскоре выяснилось, что старенькое судно «Лира», котором уже более 30 лет, специализировалось на внутрироссийском транспортном сообщении. В этот раз «Лира» транспортировала сульфат аммония из Туапсе в порт Таганрог.

Неизбежно возникает вопрос и об обеспечении охраны строящегося моста. Ведь получается, что если в опоры моста случайно (или все же не случайно? — Авт.) врезался турецкий сухогруз, то к ним могут подобраться и вражеские диверсанты. Тем более, что радикально настроенные украинские политики неоднократно высказывали намерения всячески воспрепятствовать строительству коммуникаций, связывающих Крым с «материковой» Россией. Так, известный крымско-татарский националист проукраинского толка Ленур Ислямов неоднократно заявлял о необходимости блокады Крыма со всех сторон, в том числе — и в Керченском проливе.

Кроме того, представители украинских властей всегда высказывали сомнения и в самой возможности постройки моста через Керченский пролив. Так, представитель Украины в политической подгруппе трехсторонней контактной группы Роман Бессмертный считает, что построить мост невозможно, так как место его строительства находится на стыке двух тектонических плит. Длительное время шли дискуссии и о том, имеет ли право Россия строить Керченский мост без договоренности с Украиной, однако в марте 2016 года пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сообщил, что все дискуссии по этому вопросу закрыты и российская сторона просчитала все аспекты строительства моста. Инцидент с турецким сухогрузом вновь привлек внимание к строящемуся Керченскому мосту.

Арест судна как плата за невнимательность

Пока результаты расследования происшествия с сухогрузом показывают, что авария произошла по причине невнимательности капитана «Лиры». На протяжении семи минут оператор региональной системы управления движения судов (РСУДС) предупреждал капитана по радиосвязи о том, что судно отклонилось от курса. В 23.20 судну был сообщен курс для движения по проливу, но уже через шесть минут оператор предупредил капитана, что судно отклонилось от курса. Капитан попросил оператора повторить предупреждение, затем не выходил на связь три минуты, после чего согласился с оператором, но еще две минуты сохранял прежний курс. Затем судно вновь пропало со связи, а в 23.37 влетело в опоры моста. Согласно одной из версий, причиной аварии могло стать и отсутствие лоцмана на судне. Предполагалось, что капитан сам сможет провести сухогруз по проливу, но, как оказалось, «морские чиновники» ошиблись — у него не хватило или опыта, или внимательности.

После этого капитан опять не стал сообщать о происходящем, а утверждал, что проверяет состояние судна. Лишь через семь минут паром, который следовал за «Лирой», вышел на связь с РСУДС и сообщил, что «Лира» влетела между свай моста. Затем судно продолжило следование в Таганрог — конечный пункт своего назначения, где было взято под арест. В определении об аресте судна подчеркивается, что эта мера принята для обеспечения выплаты компенсаций причиненного ущерба собственниками судна. Следственным комитетом Российской Федерации было возбуждено уголовное дело по факту столкновения турецкого сухогруза «Лира» с Керченским мостом. Однако, все же не следует забывать, что эта ситуация — вполне заурядная в практике мирового судовождения. Подобные столкновения происходят достаточно часто, а их последствия успешно разрешаются арбитражными судами. Поэтому вряд ли, наверное, стоит лишний раз политизировать ситуацию и подливать масло в огонь и без того непростых отношений России и Турции.

Популярное в сети
Цитаты
Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье